Эмоциональные и поведенческие особенности детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением

Название предмета: психология
Категория: реферат

Содержание

  1. Теоретическое обоснование эмоционального межличностного поведенческого компонента личности дошкольника с трудностями в поведении
  2. Конспект занятия с использованием психогимнастики, упражнений для коррекции трудностей воспитания эмоционального, поведенческого и межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста
  3. Итоги освещения темы, выводы и практические рекомендации по использованию психогимнастики, воспитания эмоционального, межличностного или поведенческого взаимодействия дошкольников со сверстниками

Список использованной литературы

  1. Теоретическое обоснование эмоционального межличностного поведенческого компонента личности дошкольника с трудностями в поведении

Проблема отклоняющегося поведения дошкольников стояла и всегда будет стоять. В чём же её суть? Каковы причины? Чем один трудный дошкольник отличается от другого? И каковы пути воздействия для преодоления трудновоспитуемости? В решении этих вопросов им состоит актуальность темы настоящей работы.

Чтобы понять трудного дошкольника, принять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только увидеть внешние проявления трудных дошкольников, но прежде изучить истоки трудновоспитуемости. Представляется, что прежде чем ополчиться на зло необходимо взвесить, способны ли вы устранить причины его породившие.

К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. и другие.

Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении.

Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение» [1].

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение[2].

Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.

Прежде чем говорить о причинах отклоняющегося поведения дошкольников необходимо рассмотреть общую структуру межличностных процессов.

Многие авторы (А.А. Бо-далев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин) в структуре межличностных процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (праксический), эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический).

Если к поведенческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместной деятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а к гностическому - групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качеств другого, то межличностные отношения будут аффективным, эмоциональным компонентом структуры межличностных процессов.

Согласно М.И. Лисиной, общение - это всегда субъект-субъектные связи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктом выступают взаимоотношения, именно общение обусловливает избирательность отношений.

Таким образом, общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире. Межличностные отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая, чем надводная, остается скрытой.

Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения. Рожденные, опосредованные игрой, межличностные отношения тем не менее могут существовать и независимо от нее, как и от любой другой детской деятельности, в чем существенно отличаются от ролевых и деловых, всецело "утопленных" в игре. Они тесно переплетаются и, будучи очень эмоциональными у дошкольников, нередко "врываются в игру". Благодаря особой эмоциональной насыщенности межличностные отношения гораздо более других "привязаны" к самой личности ребенка и могут быть избирательными и устойчивыми. Относительно устойчивый деловой план отношений в игре может сосуществовать с глубоким конфликтом в межличностных отношениях детей, что свидетельствует о возможном несовпадении этих планов, необходимости их дифференциации.

В современных условиях возник новый социально-педагогический и психологический феномен - социально и педагогически запущенный ребенок дошкольного возраста - «трудный дошкольник», с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах, с различного рода отклонениями в психическом развитии, с негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс.

При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.

 

[1] Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция Астапова В.М., Микадзе Ю.В. - СПб: Питер, 2001. С.12

 

[2] Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. С.6


Дата: 7/5/2017г.
Уникальность текста: 26
Всего содержится листов: 18
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 250


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать реферат по предмету психология


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

78 - Методы воспитания, характеристика
101 - Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников
62 - Взаимосвязь свойств внимания и успешности обучения
89 - Обучение детей искусству дизайна
109 - Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|