Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте……………………………………………….….…6
Вывод по главе 1…………………………………………………………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование развития памяти у младших школьников………………………………………………………………………..20
2.1. Методы диагностики развития памяти у младших школьников……………………………………………………………………….20
2.2. Методы развития памяти у младших школьников………………….……..22
2.2. Динамика развития памяти в младшем школьном возрасте………...……31
Вывод по главе 2………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………………….35
Приложение…………………………………………………………………….....37
Введение
Память – основа обучения, потому и развитие различных видов памяти и мыслительных операций традиционно рассматривается фундамент учебной деятельности.
Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
Интерес к проблеме развития памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события.
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов. Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Работы А.Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» [3], А.Р. Лядиуса «Память в процессе развития» [4], Лаппа Д. «Улучшение памяти в любом возрасте» [2], К.П. Мальцевой «Развитие памяти школьника» [5] и др. внесли значительный вклад в изучение механизмов запечатления и хранения информации.
Значение развития памяти у детей младшего школьного возраста отмечали многие психологи и педагоги. Огромный вклад в методику развития умственных способностей детей внес К.Д.Ушинский. По мнению ученого, предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего». «Логика природы есть самая доступная для детей логика» [22,18]. К.Д.Ушинский не только поставил вопрос о необходимости развивать в детях логическую память, но и указал, как это надо делать. Важным приемом он считал сравнения – лучшие упражнения, развивающие и укрепляющие рассудок.
Проблема обучения младших школьников непосредственно связана с проблемой запоминания учебного материала. Младшему школьнику приходится перерабатывать огромное количество информации. Как научить ребенка непросто заучивать, а именно запоминать материал?
Вопросами изучения и формирования памяти у детей занимались многие выдающиеся психологи: Л.С.Выгодский, П.П.Блонский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова, Л.А.Вегнер и другие. В своих работах они утверждали, что одной из существенных сторон возрастного развития психики является изменение, в результате которых ребенок переходит от целостного восприятия к более четкой дифференциации отдельных объектов и их свойств. Руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и направлять его на способы их решения.
Таким образом, проблема изучения и своевременного развития памяти у младших школьников является особенно актуальной.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования - процесс развития памяти.
Цель данного исследования – изучение специфики развития памяти у младших школьников.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования предполагает, что развитие памяти младших школьников будет успешным при следующих условиях:
- понимание педагогом сущности памяти и специфики ее развития у младших школьников;
- стимулирования развития всех познавательных процессов;
- использования специальных методов и приемов, способствующих развитию памяти у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, диагностика, наблюдение.
База исследования: средняя школа № 117 города Волгограда.