Особенности дидактических принципов в истории педагогики

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (теория)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей дидактических принципов в истории педагогики…………………………………………….....5

1.1.Понятие и особенности дидактических принципов…………….………....5

1.2.Становление и развитие основных принципов обучения………………..12

Выводы по главе 1………………….…………………………………………..22

Глава 2. Разработка принципов обучения в современных условиях………..23

2.1. Дидактические принципы в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова...23

2.2. Дидактические принципы в системе Л. В. Занкова………………………27

Выводы по главе 2………………………………………………………………36

Заключение…………………………………………………………………..….37

Список использованной литературы…………………………………………..39

 

Введение

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно- экономическому обучению.

Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.

Цели образования реализуются в конкретном учебно-воспитательном процессе на основе определенных дидактических принципов, образующих систему своеобразных правил отбора при определении структуры образования и отборе содержания учебного материала.

В педагогической литературе описано более десятка таких принципов: целенаправленность, научность, доступность и др. Они в основном являются едиными по отношению к различным школьным дисциплинам, но применительно к каждой из них имеют свою специфику.

Дидактика как наука постоянно находится в состоянии развития и совершенствования. Поэтому и дидактические принципы меняются по ходу истории в зависимости от ставящейся цели обучения.

В течении времени дидактические принципы уточнялись, систематизировались, складывались в определенные концепции. Большой вклад в разработку принципов обучения внесли великие педагоги-дидакты, такие как Я.А. Коменский, Ж.Ж, Руссо, А.В. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.Г. Белинский, Н. И. Пирогов, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Психологические аспекты проблемы принципов обучения разрабатывали В.Г. Ананьев, Л.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.

Объект данного исследования – дидактические принципы обучения.

Предмет исследования – развитие дидактических принципов обучения в истории педагогики.

Цель данного исследования – изучение особенностей дидактических принципов обучения в истории педагогики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие и особенности дидактических принципов;
  2. Проследить специфику становления и развития основных принципов обучения;
  3. Исследовать особенности разработки принципов обучения в современных условиях.

Гипотеза исследования предполагает, что дидактические принципы менялись и совершенствовались в процессе развития педагогики и дидактики.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей дидактических принципов в истории педагогики

    1. Понятие и особенности дидактических принципов

Дидактические (от греческого слова didaktikos — поучающий) принципы — это руководящие идеи и положения, применяемые в обучении всем учебным предметам.

Дидактические принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями[5,89].

Основные методологические принципы были сформулированны В.И. Андреевым, и включают в себя аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический.

На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем образования важно не только для разработки философско – методологических основ педагогики. Оно не менее значимо и для педагога – практика, для его профессионального становления и философского осмысления своей миссии [3,48].

Мощь философских методологических принципов, позволяет выйти на принципиально новый уровень и глобально-философски, с позиций педагога-исследователя, увидеть и осмыслить современные проблемы педагогики. Эти метопринципы позволяют не только философски осмыслить многие педагогические проблемы, но и по - новому выстроить и существенно скорректировать профессионально – личностную философию преподавателя.

Аксиологический принцип подразумевает методологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании.

Культурологический принцип связан с тем, что одной из уникальных характеристик человека с высокой культурой является способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Антропологический принцип требует синтеза и использования достижения многих наук и искусств. Исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного системного знания о человеке с целью развития образовательных систем.

Применительно к образованию наиболее значимым и объемным становится гуманистический принцип. Принцип требует учета приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизации их интересов.

Принцип гуманизации заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленным опытом (содержание обучения), для освоения избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

В последнее время стал разрабатываться синергетический подход, где главный акцент делается на изучение открытых систем, которые обмениваются энергией и веществом с внешним миром, где система рассматривается в позиций самоуправления, самоорганизации, саморазвития. Этот принцип является базовым в теории образования [3,52].

Применительно к обучению следование герменевтическому принципу должно быть направлено на то, чтобы обучаемый понимал смысл изучаемого материала. Герменевтика и переводится как разъясняю, истолковываю.

Валеологический принцип связан с тем, что главным фактором здоровья человека является здоровый образ жизни, как формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, направленные на сохранение и укрепление его здоровья, и одновременно условие для осуществления этой деятельности. Важной проблемой становиться соотношение трех основных сфер деятельности: труд и подготовка к трудовой деятельности (рабочее или учебное время) быт – время, которое тратится на работу по дому, уход за собой и т.д., досуг-время, свободное от забот и обязанностей.

Эти принципы позволяют, в первую очередь, правильно сформировать, увидеть образ будущей системы образования, контуры которой характеризуются важными отличительными чертами (характеристиками) перспективной системы образования.


Дата: 9/5/2017г.
Уникальность текста: 35
Всего содержится листов: 41
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 1500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (теорию) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

94 - Обучение решению задач в начальной школе на уроке математике
70 - Особенности использования дидактических игр при ознакомлении дошкольников с растениями уголка природы
96 - Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников
62 - Взаимосвязь свойств внимания и успешности обучения
141 - Проблемы воспитывающего обучения в истории педагогики
141 - Проблемы воспитывающего обучения в истории педагогики
144 - Развитие познавательных интересов в процессе изучения педагогических дисциплин




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|