Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и основные причины суицидального поведения…………...6
Глава 2. Психологическая помощь лицам, склонным к суициду…………….21
2.1. Диагностика лиц, склонных к суицидальному поведению………………21
2.2. Специфика психологической помощи лицам, склонным к суициду……26
2.3. Коррекция и профилактика суицидального поведения…………………..32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...…38
Приложения……………………………………………………………………...40
Анализ диагностики представим в идее таблицы.
Таблица 1.
Диагностика подростков, склонных к суицидальному поведению
№ | Ф. И. О., пол, возраст | Уровень депрессии
| Склонность к самоубийству |
1 | И. С. М., муж, 15 лет | УД 55баллов -легкая депрессия | 15 баллов – низкая |
2 | М. И. С., муж., 15 лет | УД – 65 – субдепрессивное состояние | 16 баллов - низкая |
3 | Г. И. М., жен., 14 лет | УД – 70 – депрессивное состояние | 20 баллов - средняя |
4 | А. О. В., жен., 15 лет | УД – 78 депрессивное состояние глубокая депрессия | 29 баллов - высокая |
5 | Ж. О. Н., жен., 14 лет | УД – 68 субдепрессивное состояние | 24 балла - средняя |
6 | И. С. М., муж, 15 лет | УД 55баллов -легкая депрессия | 13 баллов – низкая |
7 | К. И. С., муж., 15 лет | УД – 65 – субдепрессивное состояние | 14 баллов - низкая |
8 | У. И. М., жен., 14 лет | УД – 70 – депрессивное состояние | 21 баллов - средняя |
9 | И. О. Н.,муж., 16 лет | УД – 79 депрессивное состояние глубокая депрессия | 27 баллов - высокая |
10 | М. О. Н., жен., 14 лет | УД – 68 субдепрессивное состояние | 23 балла - средняя |
11 | И. А. Н., муж, 15 лет | УД 55баллов -легкая депрессия | 13 баллов – низкая |
12 | М. И. В., муж., 15 лет | УД – 65 – субдепрессивное состояние | 14 баллов - низкая |
13 | А. И. В., жен., 14 лет | УД – 70 – депрессивное состояние | 19 баллов - средняя |
14 | А. И. В.,муж., 18 лет | УД – 78 депрессивное состояние глубокая депрессия | 28 баллов - высокая |
15 | М. О. Н., жен., 14 лет | УД – 68 субдепрессивное состояние | 22 балла - средняя |
16 | И. С. Н., муж, 15 лет | УД 55баллов -легкая депрессия | 10 баллов – низкая |
17 | М. Н. С., муж., 15 лет | УД – 64 – субдепрессивное состояние | 22 баллов - средняя |
18 | Г. И. Н., жен., 14 лет | УД – 70 – депрессивное состояние | 21 баллов - средняя |
19 | А. С. В., жен., 15 лет | УД – 79 депрессивное состояние глубокая депрессия | 28 баллов - высокая |
20 | И. С.В., жен., 14 лет | УД – 69 субдепрессивное состояние | 23 балла - средняя |
Итак, в процессе проведенного исследования было выявлено, что 4 подростков имеют высокую степень склонности к самоубийству, 9 подростков имеют среднюю степень, и 7 подростков к самоубийству не склонны. У подростков, склонных к самоубийству выявлен высокий уровень депрессии (4 человека). Из разговора с педагогами были выяснены некоторые психологические особенности подростков, их причины и склонности к суицидальному поведению.
Так, Оля (девочка 15 лет) очень агрессивна, в моменты вспышек ярости может себя не контролировать. Из рассказа педагога было выяснено, что в прошлом году, Оля (будучи недовольна неудовлетворительной оценкой и насмешками одноклассников) в один из таких припадков вскочила на учительский стол и открыла окно, собираясь прыгнуть вниз (второй этаж). Путем длительных переговоров с девочкой удалось добиться того, чтобы она сошла со стола. После этого девочка потеряла сознание и случившегося не помнит (или не желает вспоминать).
Катя (15 лет) – девочка замкнутая, необщительная, школу посещает редко. Из рассказа педагога выяснилось, что в прошлом году пыталась покончить собой путем приема большого количества таблеток. Причины: конфликт с отчимом, который ударил ее в нетрезвом состоянии, а мать при этом не заступилась.
Олег (16 лет) – замкнутый, необщительный подросток. Школу посещает редко, друзей не имеет, постоянно подвергается нападкам одноклассников. Несколько месяцев назад был жестоко избит группой подростков. Очень переживал. Выказывал вслух мысли о самоубийстве. После этого случая в школу не ходил около двух месяцев.
Игорь (18 лет) - пережил утрату любимого человека (два года назад одноклассница погибла – сгорела), в настоящее время не может найти себе цель в жизни, интереса к учебе не имеет, поддерживает лишь разговор о смерти, часто вспоминает об утрате, высказывает вслух мысли о сближении в загробной жизни.
Таким образом, основная профилактическая работа будет заключаться в помощи именно этим подросткам.