Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и роль детских домов социальной реабилитации………......5
Глава 2. Технология социализации дезадаптированных детей и подростков в детском доме.…………………………………………………………………….17
2.1. Общая характеристика работы детского дома………………………..…..17
2.2. Диагностика дезадаптированных детей и подростков…………………...21
2.3. Особенности работы с дезадаптированными детьми и подростками в детском доме……….……………………………………………………….........28
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы..…………………………………….........34
Приложение………………………………………………………………...……36
2.2. Диагностика дезадаптированных детей и подростков
Для диагностики дезадаптированных детей и подростков используются следующие методы: наблюдение, беседа с ребенком, анкетирование и методика «Дерево» (авт. Пономаренко Л.П.).
Эффективность наблюдения заключается в том, что дети проявляют свое поведение в непосредственной ситуации. Сложность наблюдения заключается в том, что приходится следить одновременно за поведением нескольких человек. В процессе наблюдения регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребенка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей.
В процессе наблюдения фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, отношение к успехам, неудачам и проч.
В процессе наблюдения мы явились свидетелями нескольких острых конфликтов детей. Причем, было замечено, что некоторые дети чаще других являются участниками конфликта, у них наблюдалось неумение наладить межличностное взаимодействие.
В процессе беседы с детьми выясняются некоторые особенности их поведения и взаимоотношения с родителями, учителями, друзьями, школьными товарищами, их склонности, интересы, опасения.
С целью изучения уровня дезадаптированности детей и подростков используется методика «Дерево».
Детям и подросткам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки (см. Приложение 1.)
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Анализ результатов исследования дезадаптации детей и подростков представим в виде таблицы.
Таблица 1.
Анализ результатов исследования дезадаптированных детей и подростков.
Имя ребенка, возраст | Отношение к обучению | Особенности общения со сверстниками | Особенности взаимодействия со взрослыми |
Бирюкова Ира, 14 лет | Отрицательное отношение к обучению. В школу ходила лишь «для разборок» На дереве изобразила себя стоящем на самом верху. | В отношении с одноклассниками ведет себя авторитарно, подавляет мнения других, высказывает критические замечания, бывает довольно груба, нередко участвует в драках. | Уважительно относится лишь к некоторым педагогам. Иногда ведет себя агрессивно, срывается на крик. Боится отца, матери не доверяет |
Черникова Анастасия, 14 лет | Отношение к обучению отрицательное, часто прогуливала школу, после чего и вовсе перестала ее посещать. Учителей не любит и негативно высказывается в их адрес, о выборе будущей профессии на задумывается На дереве сидит в самом верху (конфортность). | Общителен, легко идет на контакты, имеет чувство юмора, необидчива, предпочитает дружить с парнями старшего возраста
| Конфликтные взаимоотношения с матерью и отчимом, часто уходит из дома, ночует у подруги. |
Щукин Михаил, 15 лет | Учение дается с трудом, не понимает смысл того, что читает. В школе чувствует себя неуютно. На дереве хотел бы сидеть с подругой, а так изобразил себя в одиночестве. | Общается с ребятами постарше, часто участвует в драках и «разборках» | Не признает авторитета взрослых, живет своей жизнью, недавно похоронил отца, жизнью матери не интересуется, подолгу не бывает дома. |
Харитонов Олег, 15 лет | Учится плохо. Кругозор ограничен, ответы односложные, речь невыразительна. Интереса к урокам не проявляет. В школе ему скучно. На дереве изобразил себя катающимся на ветке (склонность к развлечениям)..
| Часто вступает в конфликты с ребятами. | Бывает слишком обидчив на педагогов и родителей. |
Зубова Оля, 14 лет | Учится средне, интереса к учебе не проявляет На дереве он стоит на доске (чувствует себя конфортно). | Не переносит обиды и оскорблений, часто мстит за себя, может ударить или обидить словом, предпочитает общаться с лицами мужского пола | К взрослым относится равнодушно, с мнением матери не считается.
|
Петрова Вика, 13 лет | Учится слабо, в коллективе не нуждается. В школу ходит неохотно, не нравится ни один предмет, не нравятся одноклассники и учителя. На дереве изобразила себя сидящей спиной к классу. | С одноклассниками не всегда умеет установить отношения, ни с кем не дружит, на оскорбления других внешне не реагирует. | С учителем практически не общается, на вопросы отвечает односложно и старается уйти от ответа. |
Федоров Егор, 14 лет | В школу ходит с равнодушием, часто пропускает занятия без уважительной причины, бесцельно бродит по городу. На дереве изобразил себя под №13 (замкнутость, тревожность).
| Легко поддается негативному влиянию сверстников, участвует в уличных разборках
| На конфликты со взрослыми идет редко, только когда его «достанут», иногда не ночует дома. |
Бородкина Олеся, 13 лет | Иногда проявляет интерес к обучению, но часто пропускает школу, не выполняет задания, грубит учителям. | Легко поддается влиянию сверстников, убегает с уроков. | Идет на контакт со взрослыми, со всем соглашается, но часто поступает по-своему. |
Егоров Михаил, 14 лет | Отношение к учебе – равнодушное, часто пропускает занятия без уважительной причины, бесцельно бродит по городу. На дереве изобразил себя под №13 (замкнутость, тревожность). | Практически не имеет друзей, часто бродит по улицам один | Часто бывает замкнут, не поймешь о чем думает. |
Кузнецова Татьяна, 13 лет | Учится плохо, без интереса, однако хотела бы чего то добиться в жизни, но не верит в собственные силы | Замкнутая, малообщительная, подруг практически не имеет | Родителям практически безразлична ее судьба. Девочка боится отчима |
Анализ результатов показал, что у 5 подростков (Черниковой Анастасии, Бирюковой Иры, Щукина Михаила, Харитонов Олег, Зубова Оля) дезадаптации проявляются в высокой степени физической агрессии, аморальном поведении.
Особенности дезадаптации, выявленные у Щукина Михаила и Харитонова Олега, проявляются в участии в драках, кражах и других противоправных действиях. Им свойственна жажда приключений, тяга к развлечениям. Часто участвуют в «разборках», «берт то, что плохо лежит». Интереса к учебной деятельности не проявляют. О будущем своем думают мало, планов относительно своей будущей профессии не имеют.
У Бирюковой Иры очень высокие показатели по всем видам агрессии. Ира порой ведет себя не адекватно, за малейший выпад в ее адрес может жестоко избить, болезненно реагирует на критику. Во время таких сцен, бывает особенно жестока, не управляема. Во время словесной перепалки способна грубо и нецензурно выражаться, не стесняясь присутствия учителя, лжива и предприимчива в достижении безнравственных целей, вульгарна, отличается ярким антиобщественным поведением.
У Черниковой Анастасии и Зубовой Оли выявлено повышенное внимание к лицам противоположного пола, сексуальная развязанность. С одноклассницами девочки ведут себя грубо, вульгарно, порой они не могут себя контролировать, способны нецензурно выражаться даже в адрес преподавателя. Им ничего не стоит высмеять оскорбить или ударить своего противника. Не любят, когда им противоречат. Но в то же время подростки идут на контакт, способны выслушать педагога, когда он обращается к ним спокойно и уважительно. Помощь этим девочкам должна заключаться в сексуальном просвещении и психологической поддержке.
Периодическими вспышками девиантного характера отличается поведение Федорова Егора, Бородкиной Олеси. В целом подростки формально выполняют требования, посещают занятия, однако часто попадают под влияние сверстников, убегают с уроков. Бородкина особенно обидчива, нанесенную обиду помнит долго, не упуская случая рассчитаться за нее. Эти учащиеся не выносят начальственного отношения, командных методов управления, остро реагируют на критику. Часто бывают вспыльчивыми и раздражительными. Гибкость в общении с людьми им не свойственна, часто идут напролом, говорят то, что думают.
Некоторые подростки (Кузнецова Татьяна и Егоров Михаил) особенно испытывают трудности в социализации.
Татьяна Кузнецова часто бывает подавлена, замкнута, не способна ответить на обиду, инфантильна, имеет ограниченный круг знакомых.
Михаил Егоров не разговорчив, замкнут, поговорить с мальчиком, наладить с ним контакт не удается. Михаил замыкается, ведет нелюдимый образ жизни, практически не имеет интересов, друзей.
Большое количество различных проявлений дезадаптаций ставят перед детским домом, в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений.
На основе изучения личности каждого отдельного ребенка разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.