Методика дидактических игр при изучении животных в начальной школе

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Понятие дидактических игр и особенности их проведения при изучении животных в начальной школе…………………………………….…6

    1. Понятие, виды и структура дидактических игр……………………..….6
    2. Особенности использования дидактических игр при изучении животных……………………………………..……………………….…10

Вывод по главе 1………………………………………………………….…....16

Глава 2. Практическое исследование особенностей организации и проведения дидактических игр при изучении животных в начальной школе…………..17

2.1. Анализ особенностей изучения животных в начальной школе………..17

2.2. Методика проведения дидактических игр при изучении животных в начальной школе…………………………………………………….…………22

2.3. Анализ результатов использования дидактических при изучении животных в начальной школе………………………………………………….29

Вывод по главе 2………………………………………………………………..31

Заключение………………………………..…………………………………….32

2.1. Анализ особенностей изучения животных в начальной школе

Практическое исследование особенностей изучения животных в начальной школе было проведено на базе второго класса школы № 117 г. Волгограда.

Большинство учителей школы стараются не только дать учащимся максимум природоведческих знаний, но и научить их любить, ценить, беречь природу. Ученики начальной школы под руководством учителей участвуют в городских экологических конференциях, праздниках, конкурсах рисунков.

В начальных классах преподавание ведется по учебнику «Окружающий мир» (Товпинец И. П., Н. В. Борзова, О. В. Крылова).

Рассмотрим программное содержание курса «Окружающий мир» для второго класса.

В программу курса «Окружающий мир» для 2 класса входит изучение природного и социального окружения школьников. Выдержано направление интеграции природоведческих и обществоведческих областей знаний в данной образовательной области, усвоение знаний о природе связано с обогащением социально-нравственного опыта младших школьников. Программа включает ознакомление учащихся с природой нашей страны. Школьники углубляют свои знания о разнообразии мира растений и животных на Земле. Большое место в программе отведено изучению сезонных изменений в неживой и живой природе как закономерных циклов смены времен года.

Разработанный для 2 класса четырехлетней начальной школы учебник И. П. Товпинец и др. «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2001) реализует целевую установку курса — его содержание раскрывает новые аспекты широкой научной картины мира. Учебный материал достаточно целостно структурирован в несколько разделов. Внутри разделов выделены тематические блоки, которые учащиеся изучают на одном-двух уроках (см. тематическое планирование).

В первом разделе «Что нас окружает» осуществляется систематизация представлений и понятий: неживая и живая природа, раскрывается многообразие природы на примерах систематизации групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и групп животных (звери (млекопитающие), птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые). Выделена тема охраны природы, роли природных заповедников. Использование приема систематизации важно не только для дифференциации знаний, но и для развития мышления младших школьников, формирования процессов абстрагирования и обобщения.

При изучении разделов о сезонных изменениях в природе — «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» — учащиеся выявляют закономерные связи неживой и живой природы, связи человека и природы, фиксируют свое внимание на сезонных изменениях с учетом местных климатических условий. Схемы, рисунки и текстовой материал учебника помогают детям младшего школьного возраста уяснить причины смены времен года. Учащиеся учатся выявлять признаки приспособляемости живых организмов, обусловленные средой обитания и связанные с адаптацией к сезонным изменениям в природе.

Курс готовит школьников к восприятию и пониманию многообразия природных явлений в многогранной и сложной системе связей: природа и человек.

Выделенные темы в разделах учебника могут служить для учителя ориентиром в поурочном планировании изучения содержания в соответствии с резервом учебного времени.

Изучив особенности и содержание работы по формированию экологических представлений у младших школьников, была проведена диагностика. Цель диагностики – изучение развития представлений младших школьников о животных.

Для диагностики были использованы следующие методики:

Методика 1 «Угадай птицу»

Цель – изучение представлений школьников о птицах.

Ход исследования. Учащимся демонстрируются карточки птиц (голубь, ворона, грач, воробей, дятел, синица, соловей, сорока), которых необходимо назвать.

Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных животных. Максимальное количество баллов – 8.

Методика 2 «Угадай насекомое»

Цель – изучение представлений учащихся о насекомых.

Ход исследования. Учащимся демонстрируются карточки животных (шмель, пчела, майский жук, бабочка, муравей, гусеница, комар, стрекоза, божья коровка, червь), которых необходимо назвать.

Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных животных. Максимальное количество баллов – 10.

Методика 3. «Третий лишний»

ознакомление с животными Цель – изучение представлений о классах животных.

Ход исследования. Учащимся предлагается назвать животное, которые не входит в данный класс:

- медведь, лось, корова;

- коза, заяц, свинья;

- комар, муха, ласточка;

- голубь, ворона, стрекоза;

- кузнечик, бабочка, ящерица.

- голубь, ворона, курица;

- жук, пчела, лягушка.

Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных животных. Максимальное количество баллов – 7.

Анализ результатов исследования развития представлений младших школьников о животных представим в виде таблицы.

Таблица 1.

Диагностика развития представлений школьников о животных

Имя ребенка, возраст

1

2

3

Вывод об уровне развития

Игорь Т.

5

5

5

средний

Саша Н.

3

3

2

низкий

Дима К.

4

4

4

средний

Вася П.

5

5

5

средний

Петя С.

5

6

4

средний

Паша К.

6

6

5

средний

Лена М.

6

6

6

средний

Оля Ч.

7

8

7

высокий

Ира К.

3

4

2

низкий

Маша В.

2

3

1

низкий

 

Итак, в результате диагностики развития представлений младших школьников о животных были выделены следующие группы учащихся:

- учащиеся с высоким уровнем развития представлений о животных (1 человек). Девочка легко узнавала животных, выделяла классы животных. К выполнению заданий отнеслась с живым интересом.

- учащиеся со средним уровнем развития представлений о животных (6 человек). Эти дети с большинстве случаев узнавали животных, однако с трудом выделяли классы.

- учащиеся с низким уровнем развития представлений о животных (3 человека). Эти дети с трудом отличали животных, не могли назвать большое количество насекомых. К выполнению заданий в большинстве случаев были равнодушны.

Итак, в процессе исследования развития представлений школьников о животных был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы по формированию у учащихся представлений о животных.

 


Дата: 16/5/2017г.
Уникальность текста: 42
Всего содержится листов: 40
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

92 - Необходимость работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|