Введение………………………………………………………….………….........3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда у старшеклассников.…....6
Вывод по главе 1…………………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивации труда у старшеклассников…………………………………………………………….….19
2.1. Диагностика сформированности мотивации труда у старшеклассников………………………………………………………………..19
2.2. Методы и рекомендации по формированию у старшеклассников мотивации труда…………………………………………………………………29
Вывод по главе 2…………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………….………36
Список использованной литературы……………………………………............38
Анализ мотивации труда у учащихся представлен в таблице 1.
Таблиц 1.
Анализ мотивации труда у старшеклаассников
№ | Имя | Внут ре нняя мот ив ация | Инте рес | Тво р че ст во
| Об щ ен ие
| Вкл ючё нн ос ть в ком ан ду
| Пом ощь люд ям
| Служ ение обще ству
| При з на н ие
| Рук ово д ст во
| Де нь ги
| Свя зи
| Тра ди ци и
| Здо ро вье
| Вы вод
|
1 | Ира М. | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | Высо кий |
2 | Саша К. | - | + | + | - | - | - | - | + | - | + | + | - | + | Сред ний |
3 | Оля В. | - | + | - | + | - | - | - | - | - | + | + | - | - | Низ кий |
4 | Ира М. | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | Высо кий |
5 | Саша К. | - | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | Сред ний |
6 | Оля В. | + | + | - | + | - | + | - | - | - | + | + | - | - | Сред ний |
7 | Ира М. | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | - | Высо кий |
8 | Саша К. | - | + | + | - | + | - | - | + | - | + | - | - | + | Сред ний |
9 | Оля В. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | + | Низ кий |
10 | Ира М. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | - | Высо кий |
11 | Саша К. | - | + | + | - | + | - | - | + | - | + | + | - | + | Сред ний |
12 | Оля В. | - | + | - | + | - | - | + | - | - | + | + | - | + | Сред ний |
13 | Ира М. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | Высо кий |
14 | Саша К. | + | + | + | - | - | - | + | + | - | + | + | - | + | Сред ний |
15 | Оля В. | - | + | - | + | - | - | - | - | - | + | + | - | - | Низ кий |
16 | Ира М. | + | + | + | - | - | + | + | - | + | + | - | + | + | Сред ний |
17 | Саша К. | - | + | + | - | - | - | + | + | - | + | + | - | + | Сред ний |
18 | Оля В. | - | + | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | + | Низ кий |
19 | Ира М. | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | Высо кий |
20 | Саша К. | - | + | + | - | - | - | + | + | - | + | + | - | + | Сред ний |
Комплексной характеристикой мотивации труда является уровень ее сформированности: высокий, для которого характерно преобладание внутренних мотивов, высокая степень их осознания, преобладание среди мотивов обучения мотивов получения знаний или освоения профессии; средний: преобладание внешних мотивов труда, степень осознания которых средняя, а среди мотивов обучения преобладает мотив получения знаний; и низкий: для которого характерно доминирование внешних мотивов, которые не вполне осознаются.
В процессе данного исследования были выделены следующие группы старшеклассников:
- учащиеся с высоким уровнем сформированности мотивации к труду (6 человек - 30%) в целом обнаруживают внутренние мотивы к труду, движимые профессиональным развитием, самоутверждением, стремлением принести пользу обществу.
- учащиеся со средним уровнем сформированности мотивации к труду (10 человек - 50%) имеют интерес к трудовой деятельности, однако в большинстве случаев мотивированы материальными стимулами, стремятся к признанию заслуг и получению материальных выгод.
- учащиеся с низким уровнем сформированности мотивации к труду (4 человека - 20%) имеют низкую степень мотивации к труду, труд не представляет для них особого интереса, в большинстве случаев их привлекает лишь материальное вознаграждение.
Таким образом, только 30 % учащихся имеют высокую степень мотивации труда.