Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Проблема ознакомления дошкольников с животными на территории детского сада………………………………………………………………….…..6
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....21
Глава 2. Использование дидактической игры в процессе ознакомления дошкольников с животными на территории детского сада……………..........22
Выводы по главе 2…………………………….…………………………………36
Заключение………………………………..……………………………………...37
Список используемой литературы……………………………………………...39
Приложение………………………………………………………………………41
Изучение особенностей ознакомления дошкольников с животными на территории детского сада было проведено в старшей группе ДОУ № 270 города Волгограда. В течении двух месяцев в ДОУ проходил эксперимент.
Цель эксперимента - изучение специфики развития представлений дошкольников о животных, встречающихся на территории детского сада.
В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста. На первом этапе эксперимента (констатирующем) была проведена диагностика развития представлений дошкольников о животных, встречающихся на территории детского сада.
На втором этапе (формирующем) осуществлялось целенаправленная работа по формированию представлений дошкольников о животных, встречающихся на территории детского сада.
На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги развития представлений дошкольников о животных, встречающихся на территории данного детского сада.
В начале эксперимента была изучена специфика учебно-воспитательного процесса ДОУ, особенности работы по ознакомлению дошкольников с животным миром.
Изучив особенности и содержание работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников, была проведена диагностика. Цель диагностики – изучение развития представлений дошкольников о животных, встречающихся на территории детского сада.
Для диагностики были использованы следующие методики:
Методика 1 «Угадай птицу» (авт. Т.Д.Мызникова)
Цель – изучение представлений дошкольников о птицах, встречающихся на территории детского сада.
Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки птиц (голубь, ворона, грач, воробей, дятел, синица, соловей, сорока), которых необходимо назвать.
Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных животных. Максимальное количество баллов – 8.
Методика 2 «Угадай насекомое» (авт. Т.Д.Мызникова)
Цель – изучение представлений дошкольников о насекомых, встречающихся на территории детского сада.
Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки животных (шмель, пчела, майский жук, бабочка, муравей, гусеница, комар, стрекоза, божья коровка, червь), которых необходимо назвать.
Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных животных. Максимальное количество баллов – 10.
Методика 3. «Третий лишний» (авт. Т.Д.Мызникова)
Цель – изучение представлений дошкольников о классах животных.
Ход исследования. Дошкольникам предлагается набор карточек с изображением трех животных, одно из которых не входит в данный класс:
- комар, муха, ласточка;
- голубь, ворона, стрекоза;
- кузнечик, бабочка, ящерица.
- голубь, ворона, курица;
- жук, пчела, лягушка.
Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных животных. Максимальное количество баллов – 5.
Протоколы результатов обследования детей даны в приложении 1.
Анализ результатов исследования развития представлений дошкольников о животных представим в виде таблицы.
Таблица 1.
Диагностика развития представлений дошкольников о животных, обитающих на территории детского сада.
Имя ребенка, возраст | Методика1 | Методика 2 | Методика 3 | Вывод об уровне развития |
Игорь Т.,5л | 5 | 3 | 2 | средний |
Саша Н., 5л | 3 | 3 | 1 | низкий |
Дима К., 6л | 4 | 4 | 1 | средний |
Вася П.,6л | 5 | 5 | 3 | средний |
Петя С.,6л | 5 | 6 | 3 | средний |
Паша К.5л | 6 | 6 | 2 | средний |
Лена М., 5л | 6 | 6 | 3 | средний |
Оля Ч.,5л | 7 | 8 | 4 | высокий |
Ира К.,5л | 3 | 4 | 2 | низкий |
Маша В., 6л. | 2 | 3 | 1 | низкий |
Итак, в результате диагностики развития представлений дошкольников о животных были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития представлений о животных, встречающихся на территории детского сада (1 человек). Девочка легко узнавала животных, свойственных нашей местности, называла, где и когда обитает животное, смогла определить места обитания большинства животных. К выполнению заданий отнеслась с живым интересом.
- дети со средним уровнем развития представлений о животных, встречающихся на территории детского сада (6 человек). Эти дети с большинстве случаев узнавали животных, свойственных нашей местности, однако затруднялись в определении места обитания животного и не могли узнать многих насекомых.
- дети с низким уровнем развития представлений о животных, встречающихся на территории детского сада (3 человека). Эти дети с трудом отличали животных, свойственных нашей местности, не могли назвать большое количество насекомых, затруднялись в определении места обитания животного. К выполнению заданий в большинстве случаев были равнодушны.
Итак, в процессе исследования развития представлений дошкольников о животных был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы по формированию у детей представлений о животных, встречающихся на территории данного детского сада.
Вы можете бесплатно скачать курсовую работу по теме "Экологическая направленность изучения природы в начальной школе" здесь