Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления дошкольников с творчеством писателя как средство воспитания положительного отношения к книге…...5
Вывод по главе 1……………………………………………………………..….19
Глава 2. Практическое исследование особенностей формирования у дошкольников положительного отношения к книге в процессе ознакомления с творчеством писателя………………..……………………………………..…20
2.1. Констатирующая диагностика………..………………..……………….….20
2.2. Методы воспитания положительного отношения к книге ………...….....23
2.3. Контрольная диагностика…………………………………………………..31
Вывод по главе 2…………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложения…………………………………………………………………...…39
Практическое исследование особенностей формирования у дошкольников положительного отношения к книге в процессе ознакомления с творчеством писателя было проведено в старшей группе Руднянского детского сада.
Для диагностики развития интереса к художественной литературе дошкольников были использованы задания (авт. И.В. Маслова):
Оценка результатов:
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов за 5 заданий 20.
Выводы об уровне развития:
- высокий (20-15 баллов) – наличие устойчивого интереса к художественной литературе, эмоциональное реагирование на прослушанное произведение, участие в совместном обсуждении услышанного, умение рассказать, инсценировать знакомые произведения;
- средний (14-8 баллов) – знание изученных сказок, рассказов, стихотворений, наличие интереса к отдельным произведениям художественной литературы;
- низкий (7-0 баллов) – слабый интерес или его отсутствие к художественной литературе.
Анализ диагностики развитие интереса к художественной литературе у дошкольников представим в виде таблицы (Таблица 1).
Таблица 1.
Развитие интереса к художественной литературе у дошкольников
Имя ребенка | Задание 1. | Задание 2. | Задание 3. | Задание 4
| Задание 5
| Общий балл | Вывод об уровне развития |
Оля Г. | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 8 | средний |
Мария К. | 4 | 3 | 0 | 0 | 0 | 7 | средний |
Алла М. | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 16 | высокий |
Женя С. | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 | низкий |
Даша М. | 4 | 4 | 1 | 0 | 0 | 8 | средний |
Михаил М. | 4 | 3 | 1 | 1 | 0 | 9 | средний |
Дима В. | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 15 | высокий |
Игорь Ч. | 4 | 4 | 3 | 3 | 1 | 15 | высокий |
Роман М. | 4 | 4 | 1 | 0 | 0 | 9 | средний |
Вася Ш. | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 4 | низкий |
Итак, в процессе исследования были выявлены следующие группы детей:
- с высоким уровнем развития интереса к художественной литературе (30%). Детей данной группы отличает интерес к художественной литературе, они легко угадывали произведение по репродукциям и в большинстве случаем называли автора этого произведения.
- со средним уровнем развития интереса к художественной литературе (50%). У детей данной группы отмечен интерес к художественной литературе, однако дети в большинстве случаев знали художественное произведение, могли рассказать стихотворение, однако затруднялись в назывании автора.
- с низким уровнем развития интереса к художественной литературе (20%). Многие репродукции произведений были детям незнакомы, подсказка педагога (чтение начала стихотворения) не вызывала желание их продолжить.
Помимо исследования особенностей развития интереса к художественной литературе у дошкольников, было замечено, что средства художественной литературы используются в недостаточной для этого степени. Ознакомление детей с художественной литературой ограничивается чтением и прослушиванием сказок, рассказов, разучиванием стихотворений, не демонстрируются портреты писателей и поэтом, детей не знакомят с их творчеством, что и проявляется в незнании авторов детских произведений, слабо выраженном интересе к художественной литературе в целом.
Таким образом, недостаточное ознакомление дошкольников с творчеством писателей и поэтов с целью развития интереса к художественной литературе обусловили проведение дальнейшей работы.
Среди методов воспитания положительного отношения к книге большое значение имеет ознакомление с творчеством писателя.
Для ознакомления с творчеством писателя мы использовали следующие методы (авт. И.В. Маслова):
- краткий рассказ о жизни и творчестве, сообщение интересных фактов и жизни и детства писателя;
- выставка книг из домашней библиотеки;
- чтение рассказов и их обсуждение;
- рисование «Мое любимое произведение».
- изготовление книжек-малышек о жизни и творчестве писателя;
- составление книги детских отзывов по произведениям автора;
- выставка детских работ по произведениям автора;
- игры и викторины по творчеству писателя;
- литературное лото.