Развитие способностей самовыражения на уроках лепкой

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития способностей самовыражения учащихся…………………………………….………………...6

    1. Понятие и специфика развития творческого самовыражения..……….6
    2. Особенности развития творческого самовыражения в процессе лепки…………………………………………………………..………….16

Вывод по главе 1………………………………………………………………..20

Глава 2. Исследование особенностей развития способностей самовыражения в процессе лепки ……………………………….…………………………........21

2.1. Диагностика развития способностей самовыражения учащихся.…..…..21

2.2. Методы и приемы развития способностей самовыражения в лепке...….35

2.3. Анализ результатов…………………………………………………………37

Вывод по главе 2………………………………………………………………...38

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованной литературы…………………………………………..41

Приложение……………………………………………………………………...43

Введение

Что нужно ребенку чтобы выразить себя? Просто взять пластилин. И вот уже появились глазки, хвост, о, да это же кот! Чудесно. А еще этот кот начинает разговаривать! Дети любят лепить. Прежде всего их поражает многообразие красок. Потом они начинают трогать пластичную массу, которая меняет форму от соприкосновения с пальцами. И, если у ребенка хватает фантазии, у него появляются оригиниальные предметы, животные и даже человечки. 

Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и конструктивно подойти к решению актуальных жизненных проблем. Это повлекло за собой переориентацию целей и содержания образования на позиции гуманизации и гуманитаризации, в контексте которых человек предстает эпицентром культуры и главной ценностью образовательного процесса (Е. В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, И. А. Ильин, М. С. Каган, Н. Д. Никандров, А. А. Мелик-Пашаев и др.). Ориентация общества и всей системы образования на развитие личности ребенка неизбежно требует создания оптимальных условий для становления её целостности и раскрытия её способностей, творческого потенциала, воспитания нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру (О. С. Газман, С. В. Кульневич, В. В. Сериков и др.).

В данном контексте актуальными предстают психолого-педагогические исследования младшего школьного возрастного периода развития личности ребенка, когда формируется ядро его личности, развиваются способности к самовыражению, зарождаются индивидуальные склонности к конкретным видам деятельности.

Данный период является наиболее сенситивным, отзывчивым на эстетические и этические влияния, поскольку в нем наиболее интенсивно развивается эмоционально-чувственная сфера. При этом наиболее действенным фактором творческого самовыражения детей выступает искусство как способ формирования чувства прекрасного, как художественный способ освоения действительности.

Лепка как способ самовыраженияОдной из главных задач развития личности является перевод ее из режима развития в режим саморазвития. Процесс приобретения своей "самости", обретение индивидуумом личного статуса подобен рождению порядка из беспорядка, и с этой точки зрения о человеке можно говорить как о самоорганизующейся, саморазвивающейся системе.

Развитие как процесс раскрытия и проявления генетически заложенных в человеке свойств и социального опыта, накапливаемого в ходе его активной деятельности, рассматривали психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин, Д.Б. Эльконин и другие. С педагогической точки зрения вклад в рассмотрение этой проблемы внесли Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, Д. Дьюи, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, Ж. Пиаже и другие.

Анализ теоретических психолого-педагогических, философских, социологических исследований показывает, что в настоящее время выдвинут ряд интересных и продуктивных идей по проблеме развития индивидуальности детей, сделаны серьезные шаги в освоении этой темы.

Много таланта, ума и энергии в разработку проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка, вложили А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский. Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.В. Давыдов, Д. Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн и др.

Однако, вопросы творческого самовыражения детей средствами искусств комплексно не рассматриваются, а входят небольшой частью в те исследования, где авторы говорят о творческих способностях, творческом воображении ребенка (Г. В. Лабунская, Н. А. Сакулина, В. С. Щербаков, Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина).

До сих пор проблема развития самовыражения в процессе лепки остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике.

В этой связи становится актуальной проблема творческого самовыражения детей, поиск механизмов, технологий, способствующих и побуждающих человека к творчеству посредством занятия лепкой.

Объект данного исследования – творческое самовыражение младших школьников.

Предмет исследования – процесс развития самовыражение младших школьников в лепке.

Цель данного исследования – изучение особенностей развития способностей самовыражения на уроках лепкой.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретических исследований изучить понятие и специфику развития способностей самовыражения;
  2. Определить значение развития способностей самовыражения на уроках лепки;
  3. Практически исследовать особенности развития способностей самовыражения младших школьников;
  4. Определить методы и приемы развития способностей самовыражения дошкольников в лепке.

Гипотеза исследования предполагает, что формирование способностей к самовыражению младших школьников в лепке будет эффективным, если:

- педагог знает и понимает сущность способностей к самовыражению;

- владеет методикой развития творческой деятельности младших школьников в изобразительной деятельности;

- стимулирует развитие творческих способностей школьников на уроках лепки.

База исследования: МОУ Качалинская средняя школа.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческого самовыражения учащихся

    1. Понятие и специфика развития творческого самовыражения

Проблема максимальной реализации потенций и устремлений личности в образовательном процессе рассматривается в трудах как отечественных, так и зарубежных педагогов. Е.А. Александрова, В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, Н.Л. Селиванова, Т.И. Шамова ставят в центр образовательной системы обращение к внутреннему миру ребенка, к его персональным возможностям и способностям, которые необходимо разбудить, вызвать к жизни и использовать для более полного и свободного развития детей.

В педагогическом контексте велика ценность идеи становления личности, разработанная отечественными и зарубежными психологами. ЛИ. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.Кеттел, А.Маслоу, К.Роджерс, З.Фрейд справедливо отмечали, что степень удовлетворенности человека жизнью и своей ролью в ней напрямую зависят от полноты раскрытия и выражения своего «Я» [15,146].

Осмысление процесса развертывания, раскрытия и выражения себя, своей индивидуальности дает возможность трактовать этот феномен как постоянное расширение человеческих возможно- стей в процессе развития. Н.А. Бердяев, Э. Бутру, Д.И. Введенский, И.А. Ильин, Ф. Ницше, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, поздний Л.Н. Толстой, Р.Штейнер полагали, что развитие и воспитание личности должно быть нацелено на открытие в себе высшего «Я».

В современной педагогике актуальное звучание приобретает идея индивидуального Лепка в первом классесамовыражения личности в процессе образования, поскольку жизнь любого индивида можно представить как непрерывную цепь актов проявления им своей активности. Однако понятие «индивидуальное самовыражение» еще не получило прочного терминологического статуса, хотя косвенные упоминания о нем в исследованиях многих философов, педагогов и психологов не так уж и редки. Личность человека как целостная системная категория имеет, по нашему мнению, два базовых комплекса: самость, объединяющую все единичное и неповторимое в человеке, и идентичность, совокупно представленную типовыми социально детерминированными человеческими качествами. Педагогика, ориентируясь на личность учащегося как на центральное звено своих научных интересов, обязана обратиться к самости и идентичности и использовать их для раскрытия термина индивидуальное самовыражение как педагогической категории.

Если вам задали оригинальную курсовую работу по педагогике, напишите мне, доверьтесь профессионалу.


Дата: 7/7/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 47
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

160 - Особенности эмоциональной сферы детей с комплексными нарушениями развития




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|