Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора………………………………………………………………………….6
Вывод по главе 1…………………………………………………………………18
Глава 2. Исследование особенностей воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора……………………..………………………………....19
2.1. Диагностика знания и понимания произведений музыкального фольклора…..…………………………………………………………………....19
22. Методы и приемы воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора…………………………………………………………………...…....25
2.3.Выявление эффективности проведенной работы по воспитанию дошкольников средствами музыкального фольклора..……….……………....31
Вывод по главе 2…………………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список использованной литературы……………………………………….......37
Приложение………………………………………………………………………39
Введение
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возросли. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
В работах многих исследователей (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Л.В.Кокуева, Л. Е. Стрельцова, Л.И. Мельникова, А.Н.Зимина, Е.Г. Речицкая, О.Н. Грачева и др.) отмечается важность приобщения ребенка в устному народному творчеству, определяются цели и задачи знакомства дошкольников с произведениями фольклора, разрабатываются методы и приемы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.
Целенаправленное и систематическое использование музыкального фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
В соответствии со сказанным была выбрана тема исследования: «Музыкальный фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста».
Объект данного исследования – воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс воспитания дошкольника средствами музыкального фольклора.
Цель данного исследования – изучение особенностей воспитания дошкольника средствами музыкального фольклора.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
- на основе теоретических исследований изучить понятие музыкального фольклора и его роль в воспитании дошкольников;
- исследовать особенности воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора в ДОУ;
- выявить методы и приемы воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора и дать анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: успешное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора будет эффективным если:
- педагог знает и понимает роль музыкального фольклора в воспитании дошкольника;
- будет осуществляться приобщение дошкольников к истокам родного, истинного русского народного творчества посредством произведений музыкального фольклора различных жанров;
- будут включаться произведения музыкального фольклора в различные виды музыкальной деятельности детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент.
База исследования: ДОУ № 324 г. Волгограда.
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа [13,9].
Фольклор - это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.
В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, формы фольклора возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях [20,34].
Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.
Народное поэтическое творчество — массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм – есть фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества,- выражавшего интересы разных обществ, групп и слоев.
От поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы, праздники, гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что хотелось передать в дар следующему поколению.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали трудовые и обрядовые песни, заговоры. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни и т. д.) [25,18].
Народная музыка - музыкальный фольклор — вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора— песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.