Диагностика развития речи у детей
Исследование особенностей развития словаря дошкольников проводилось в средней группе ДОУ № 328. Было обследовано 10 детей.
Для диагностика развития словаря дошкольников были подобраны следующие упражнения:
1. Упражнение «Назови предмет»
Цель: изучение активного словаря
Оборудование: используются 10 картинок по теме «Одежда» (брюки, гольфы, сарафан, пальто, шуба, шапка, варежки, ботинки, калоши, сандалии)
Ребенку предлагается назвать предмет.
2. Упражнение «Покажи предмет»
Цель: изучение пассивного словаря
Оборудование: используются 10 картинок по теме «Инструменты» (грабли, лопата, молоток, совок, плоскогубцы, ножницы, шило, пила, отвертка, гайка)
Ребенку предлагается назвать предмет.
3. Упражнение «Скажи наоборот»
Ребенку предлагается 10 слов, к которым необходимо подобрать противоположное по смыслу:
Веселый – грустный,
Добрый – злой,
Черный – белый,
Мягкий – жесткий,
Высокий – низкий,
Горячий – холодный,
Сладкий – горький,
Мокрый – сухой,
Жадный – щедрый,
Плакать – смеяться.
4. Рассказ по картинке.
Цель: изучение связной речи.
5. Сочини сказку.
Цель: изучение связной речи.
Анализ результатов по упражнениям 1-3:
5 баллов - количество правильно названных слов 9-10.
4 балла – количество правильно названных слов 7-8.
3 балла - количество правильно названных слов 5-6.
2 балла - количество правильно названных слов 3-4.
1 балл – количество названных слов не более 2.
0 балл – ребенок не может назвать ни одного слова.
Анализ результатов по упражнениям 1-3:
5 баллов – высокий уровень. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию. Словарь богат, красочен, выразителен.
4 балла – выше среднего уровень. Рассказ логичен, последователен, интересен. Словарь не достаточно богат.
3 балла – средний уровень. Однотипные построения предложений, нарушение последовательности. Бедный словарь.
2 балла – ниже среднего уровень. Рассказ составляется с помощью взрослого. Бедный словарь.
1 балл – низкий уровень. Не может составить рассказ по картине. Однако называет некоторые предметы на картинке.
0 балов – не может назвать изображенные предметы.
Имя ребенка | Упражнение 1 | Упражнение 1 | Упражнение 1 | Упражнение 1 | Упражнение 1 | Вывод об уровне развития |
Лена М. | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | Высокий |
Ира К. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | Средний |
Света О. | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | Средний |
Витя П. | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | Низкий |
Паша К. | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | Низкий |
Анализ результатов развития речи детей позволил сделать следующие выводы:
Высокий уровень. Ребёнок имеет богатый словарный запас. Легко подбирает слова близкие и противоположные по значению; подбирает к одному предмету несколько слов, обозначающие признаки или действия. Проявляет интерес к подобным заданиям. В процессе выполнения задания рёбёнок использует разные виды предложений в соответствии с содержанием рассказов. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.
Низкий уровень. Словарный запас беден. Ребёнок испытывает большие затруднения в подборе слов-синонимов и слов-антонимов; подборе слов, обозначающих признаки и действия предметов. Ребёнок при составлении рассказов практически всегда пользуется простыми неполными предложениями. Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Допускает отдельные грамматические ошибки.