Развитие двигательной функции и координации движений является одной из важных задач физического воспитания. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Когда говорят о координации движений человека, часто подразумевают наработку двигательных навыков в каком-либо виде спорта. Это так, но только отчасти.
В любом виде спорта, будь то бег, или танцы, координация движений важна для достижения результатов. Это специальные физические упражнения, и специальная координация. Отработка двигательных навыков при этом используется как вспомогательные упражнения. Наработка навыков позволяет с меньшими усилиями решать двигательные и силовые задачи. Но эти упражнения могут использоваться и как основное средство для развития общей координации.
Двигательно-координационные способности оказывают существенное влияние на умственное развитие.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Понятие «координация» происходит от латинского слова, что означает взаимоупорядочение.
Координация движений, по определению В. И. Ляха, представляет двигательную способность, которая при этом развивается посредством движений. Двигательный опыт ребенка становится богаче, чем большим запасом двигательных навыков он обладает.
Координация движения, как отмечает Л. А. Орбели, представляет собой согласование в работе отдельных мышц, которые входят в состав тела человека. Такое согласование ведет к тому, что движения становятся пластичными, гладкими, экономными, размеренными, и не обнаруживают признаков механической борьбы противоположно действующих антагонистических мышц[1].
Координация представляет собой процессы согласования активности мышц тела, которые направлены на успешное выполнение двигательной задачи, как отмечают В. М. Покровский и Г. Ф. Коротько.
Итак, координационные способности определяются в качестве способностей координировать движения целесообразно, то есть (соподчинять, согласовывать, организовывать их в одно целое) при построении и воспроизведении совершенно новых двигательных действий. Это также способность перестраивать свою координацию движений и при необходимости изменять параметры своего действия или при переключении на другое действие в соответствии с требованиями изменяющихся условий.
В основе бытовых, двигательных навыков и умений лежат также координационные способности.
В науке определены следующие виды координационных способностей:
1) Пространственные, временные параметры движений. Они зависят от «чувства времени» и «чувства пространства». Вначале овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения.
Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме.
2). Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Развитие ловкости связано с совершенствованием координационных способностей, временных и пространственных ориентировок. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к быстроте реакции, сообразительности, вниманию, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
3). Статическое (поза) и динамическое равновесие.
Координационные способности, относящиеся к этой группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие. Равновесие составляет один из основных видов движений и является обязательным компонентом при выполнении любого упражнения и сохранения любой позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научиться сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности, внимания и достаточно развитой координации движений.
Итак, координационные способности представляют собой умение человека наиболее быстро, целесообразно, совершенно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Координация является тем качеством, которое можно развить тренировками. Выполняя упражнения, которые требуют координации, можно развивать в себе ощущение ее, которое затем переносится на выполнение приемов.
Если упражнения по развитию координации слишком тяжелы, следует отрабатывать какой-нибудь базовый прием. Постоянно упражняясь в выполнении ограниченного набора приемов, можно повысить свой уровень мастерства. Научившись выполнять простой прием достаточно уверенно, можно добавить к нему другое движение. Отработав медленное выполнение простой комбинации, можно добавлять скорость и силу.
Не следует торопиться переходить от одного приема к другому. Нужно более качественно отрабатывать движение и доводить его до совершенства. Следует сконцентрироваться на максимально правильном выполнении ограниченного количества приемов.
Развитие координационных способностей осуществляется в нескольких направлениях:
- широкое использование любых упражнений, содержащих элементы новизны;
- совершенствование способности поддерживать равновесие тела[2].