Внеклассная работа как средство формирования экологической культуры младших школьников

Название предмета: педагогика
Категория: дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы.………………………..…..…..7

    1. Понятие и особенности формирования экологической культуры младших школьников…………………………………………………..…7
    2. Специфика внеклассной работы в начальных классах…………….…..13
    3. Формы внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры учащихся………..……………………………18

Выводы по первой главе ……………..…………………………….………......23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы………….………………………………………………………..….....25

2.1. Диагностика экологической культуры младших школьников………….25

2.2. Разработка и апробация плана проведения внеклассных мероприятий с целью формирования экологической культуры младших школьников………………………………………………………………….......33

2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию экологической культуры младших школьников…….……………………......45

Выводы по второй главе .………………………………………………….……49

Заключение………………………………………………………………….51

Список использованной литературы……………..………………54

Приложение……………………………………………….……………...….58

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования связана с тем, что обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у учащихся экологического сознания, культуры природопользования.

За последние годы существенно ухудшилось экологическое состояние окружающей среды на нашей планете Земля: меняется климат, расширяется зона хозяйственной деятельности человека, уменьшается флора и фауна. Экологические проблемы становятся одними из самых главных на сегодняшний день и их решение зависит в первую очередь от уровня экологической культуры населения.

Педагоги и родители осознают важность обучения младших школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Формирование экологической культуры у младших школьников является актуальной задачей и проблемой образования.

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы человек научился понимать окружающую природу, читать ее язык, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. В период младшего школьного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у учащихся можно сформировать основы экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы.

Чтобы достичь начальных целей экологического образования, необходимо у школьников сформировать начальные нравственные представления и экологически грамотное поведение.

Формирования экологической культуры необходимо начинать с младшего школьного возраста. Во внеурочной деятельности заложены большие возможности формирования экологической культуры младших школьников.

Вопросы организации внеурочной деятельности стали актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все средства для повышения уровня их познавательных интересов, личностного развития школьников и развития их экологической культуры.

Понятие и задачи формирования экологической культуры школьников раскрывают Б.Т. Лихачев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Н.С. Дежникова, Т.С. Иванова, В.В. Николина и др. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах А.Н. Захлебного, Т.А. Бабановой, Л.П. Салеевой И.Д. Зверева, и др., которые отмечали, что человек не может развиваться и расти, не взаимодействуя с окружающей природой.

Объектом данного исследования являются процесс формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы.

Предмет исследования – внеклассная работа как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Цель данного исследования – изучить роль внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать научную литературу по проблеме особенностей формирования экологической культуры младших школьников;
    2. Раскрыть специфику внеклассной работы в начальных классах;
    3. Выявить формы внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры учащихся;
    4. Выявить исходный уровень экологической культуры младших школьников;
    5. Разработать и провести апробацию плана проведения внеклассных мероприятий с целью формирования экологической культуры младших школьников;
    6. Дать анализ эффективности проведенной работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:

педагог знает специфические особенности формирования экологической культуры младших школьников;

проводит диагностику развития экологической культуры младших школьников;

– реализуется план внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.

Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, единства сознания и деятельности, а также исследования отечественных и зарубежных ученых. Проблема формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы разрабатывалась в работах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.П. Салеевой и др.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. Эмпирические: эксперимент, тестирование, наблюдение;
  3. Математическая обработка данных.

Практическая значимость состоит в возможности использования материалов для эффективной учебно-воспитательной работы в начальных классах. Апробированный план может быть использован работе с учащимися начальных классов.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

В исследовании принимали участие младшие школьники, учащиеся 3-х классов. Общее количество - 48 человек. В контрольную группу вошли 24 ребенка и в экспериментальную группу вошли 24 ребенка.

Исследование состояло из трех этапов:

  1. Констатирующий этап (октябрь – ноябрь 2018 г.). Цель: изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы. Изучить исходный уровень экологической культуры младших школьников.
  2. Формирующий этап (ноябрь – январь 2018-2019 г.). Цель: проверка гипотезы в ходе экспериментального исследования. На этом этапе разрабатывался план, подбирались методики для проведения эксперимента.
  3. Контрольный этап (февраль – апрель 2019 г.). Цель: анализ эффективности проведенной работы и описание полученных в результатов, уточнение выводов по роли внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников, оформление результатов исследования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы

    1. Понятие и особенности формирования экологической культуры младших школьников

В научно-педагогической литературе понятие экологической культуры рассматривается в работах Н.Д. Андреевой, С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, Н.Ф. Винокуровой, И.Д. Зверева, Н.Н. Демидовой, С.Н. Глазачева, Д.С. Ермакова, В.В. Николиной, И.Н. Пономаревой и др.).

Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, окружающая взаимосвязь человека и общества с природой во всех видах деятельности.

М.В. Калинникова рассматривает экологическую культуру как «новый тип культуры, определенный идеал, основанием которого могут стать экологически ориентированное мышление и гуманистическое мировоззрение, органично включающие как \идеал стремление к согласованному развитию общества, человека и природы, а также глубокое осознание самоценности и взаимозависимости социального и природного места существования» [18, с. 4].

Экологическую культуру Б.Т. Лихачев определяет «как единство экологически развитого сознания, научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности и эмоционально-психических состояний». Экологическая культура, по мнению исследователя, связана с сущностью личности в целом, с ее различными качествами. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа» [23, с. 132].

Экологическая культура личности, как отмечает Т.А. Шаманова, выступает, прежде всего, средством развития и сохранения человека, продолжения человеческой цивилизации. Она также является способом отображения человека в экокультурной системе, обусловливаемой образом его жизни и мышления. Экологическая культура видится исследователем средством разрешения в будущем экологических проблем на основе полученных в процессе образования знаний процессов развития ноосферы и биосферы [39, с.6].

В.В. Николина определяет экологическую культуру как «разновидность духовной культуры личности и общества, как систему национальных и общечеловеческих ценностей» [26, с.32].

С.Н. Глазачев отмечает, что «экологическая культура представляет собой новое качество культуры, в котором находит отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения» [8, с.21].

В.В. Николина выделяет следующие структурные элементы в экокультуре:

- когнитивный, который включает экологический стиль мышления, экологическую грамотность, экологически значимые знания;

- аксиологический, предполагающий ценностное отношение к природе, наличие экологических ценностей, переживания;

- нормативный, включающий экологический и нравственный императив, этические правила, нормы, экологическую ответственность, экологические традиции;

- творческо-деятельностный – наличие созидательной деятельности, экологического мышления, эколого-оправданной активности;

- поведенческий - природосообразные поступки школьников в отношении природы, деятельность по сохранению здоровья, рациональная природопользование [26, с.49].

Различая экологическое воспитание и экологическое образование, Т.Ю. Соколова пишет, что экологическая культура оперирует такими понятиями, как «ценности», «отношение», «поведение», а экологическое образование определяется понятиями «мышление», «сознание», «знание», «деятельность» [35, с.6].

 


Дата: 27/12/2019г.
Уникальность текста: 85
Всего содержится листов: 80
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 10000


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать дипломную работу по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

102 - Особенности развития эмпатии и сопереживания у детей дошкольного возраста
246 - Нужно ли знать язык, знакомясь с иностранцами?
325 - Развитие воображения у дошкольников
123 - Роль игры в социализации подростков




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|