Введение
Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - главная основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Научная профилактика в педиатрии своими корнями уходит в далекую историю народной медицины. В России с древних времен детей приучали к холоду, к физическому труду. Народная мудрость усматривала в этом главный, а может быть и единственный по тем временам, источник здоровья. Русские врачи XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда отмечали необходимость использования природных факторов для укрепления здоровья детского организма.
Выдающиеся детские врачи Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Г. Н. Сперанский видели в закаливании детского организма неисчерпаемый источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в России книгу о закаливании детей. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.
Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему закаливания особенно актуальной.
Понятие и принципы закаливания
Закаливание - это система процедур, способствующая повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условнорефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования. Другими словами, закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию, а также совершенствование защитных приспособительных реакций.
Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста[1].
У незакалённого организма даже непродолжительное охлаждение нарушает процессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. В этом случае активизируется жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие, возникает заболевание.
Закалённый человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он становится менее восприимчив к различного рода заболеваниям: гриппу, катару верхних дыхательных путей, пневмониям. Кроме того, закаливание не только повышает работоспособность и физическую выносливость организма, но и нормализует состояние эмоциональной сферы, позволяя человеку стать более сдержанным и уравновешенным.
Закаливающие мероприятия бывают общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).
Использование закаливающих процедур с целью укрепления здоровья будет благотворно только в том случае, если соблюдаются основные принципы закаливания, выработанные многолетней практикой и подкреплённые научными исследованиями[2].
Систематичность
Закаливание организма должно проводиться изо дня в день и в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего если использование закаливающих процедур будет чётко закреплено в режиме дня, что позволит со временем выработать определённую стереотипную реакцию на применяемый раздражитель.
Постепенность
Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающий процедур будут наращиваться постепенно. Переход к более жесткому температурному режиму должен осуществляться постепенно, с учётом состояния организма и характером его ответных реакций.Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых людей, а также тех, кто страдает хроническими заболеваниями сердца, лёгких и желудочно-кишечного тракта.
Последовательность
Этот принцип не менее важен, чем постепенность изменения силы раздражающего фактора. Для начала следует применять щадящие процедуры обтирание или ножные ванны, а уже затем переходить к обливанию и душу, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температуры воды.
Учёт индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья
Поскольку закаливание оказывает на организм весьма сильное воздействие, то прежде чем приступать к закаливающим процедурам, следует обратиться к врачу. Более того, при любом виде закаливания необходимы постоянный самоконтроль и врачебный контроль за состоянием здоровья. Особенно это учитывать при закаливании детей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Комплексность
Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства. И тем не менее, более эффективным является объединение разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы. При этом следует учитывать микроклимат помещения, в котором привык находиться человек, и теплозащитные свойства его одежды, создающие микроклимат около тела.
[1] Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина, 1991г.С.6
[2] Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.—Л.: Медицина, 1991г. С. 12