Введение……………………………………………………………………..…....3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития математических способностей в дошкольном возрасте…………………………………...……...7
1.1. Понятие математических способностей…………….. ……………….....…7
1.2. Специфика развития математических способностей в дошкольном возрасте……………..………………………………………………………..…...16
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………26
Глава 2. Исследование особенностей развития математических способностей у дошкольников……………………………………………………………….…27
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....
Заключение………………………………………………………………….……
Список использованной литературы………………………………………...…
Приложения……………………………………………………………………...
Глава 2. Исследование особенностей развития математических способностей у дошкольников
Исследование особенностей развития математических способностей у дошкольников проводилось в старшей группе ДОУ № 290 г. Волгограда.
На протяжении двух месяцев проводился эксперимент, в котором участвовало 10 детей.
На первом этапе (констатирующем) был определен уровень развития математических способностей детей. На втором этапе (формирующем) был составлена система игр и упражнений, направленная на развитие математических способностей детей. На третьем этапе (контрольном) был дан анализ эффективности и отслежена динамика развития математических способностей.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития математических способностей каждого ребёнка.
Для изучения состояния развития математических способностей были использованы следующие задания.
Задания 1. «Шифрованное письмо»
Оценивается умение работать с символами.
Ребенку предлагают восстановить пропущенные элементы в таблице в соответствии с образцом (Приложение 1).
Инструкция: «Посмотри, перед тобой зашифрованное письмо, чтобы его расшифровать надо дорисовать недостающие элементы у символов. У тебя есть подсказки».
Оценивается скорость и правильность выполнения. Подсчитывается количество правильно отмеченных элементов. Время исполнения 5 минут.
Оценка результатов
5 баллов. Ребенок справился с заданием, допустив 1-2 ошибки.
4 балла. Восстановлено без ошибок не менее 35 элементов.
3 балла. Восстановлено от 25 до 34 элементов.
2 балла. Восстановлено от 15 до 24 элементов.
1 балл. Восстановлены менее 15 элементов.
0 балл. Элементы не восстановлены даже после неоднократных подсказок.
Задание 2. «Узор»
Инструкция: «Посмотри, перед тобой узор. Сможешь его продолжить? Попытайся».
Образец дан в приложении.
Оценка результатов. Если ребенок полностью восстанавливает узор, совершив не менее 5 повторений, делается вывод о высоком уровне.
Если ребенок восстанавливает узор с ошибками, однако совершив не менее 3-х правильных повторений, и делается вывод о среднем уровне.
Неумение продолжить узор говорит о низком уровне. Общий балл выставляется согласно количеству повторов.
Задание 3. «Восстанови порядок»
Дидактическая цель: определение умений находить последовательность и закономерность.
Содержание: пока дети рассматривают карточки, педагог рассказывает следующую историю: «Посмотри, фигуры выстроились в ряд и собрались на парад, но кое-кто вышел из своего строя и заблудился. Видишь, есть свободные места. Угадай, какая фигура должна быть на этом месте».
Оценка результатов проводится с учетом количества правильно восстановленных фигур. Набольшее количество баллов 4.
Задание 4. Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).
На бланке (показать) написаны различные цифры. Просмотрите каждую строчку слева направо и при этом цифру «1» - подчеркните, цифру «5» — зачеркните (показать). Главное -максимально быстро работать и не допускать ни одной ошибки. Ошибка: неправильно зачеркнутая цифра и пропущенная. Через 1 минуту последует команда «черта». Это значит, нужно провести черту вертикальную на том месте, где вас застанет команда. Команда «черта» будет подаваться каждую минуту. Время выполнения - 5 минут.
Обработка результатов:
Оценка в баллах Знак
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
|
Кол-во просмотрен. знаков
| 500
| 400
| 300
| 200
| 100
|
2. Надежность
Оценка в баллах Знак
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
|
Кол-во допущ. ошибок
| 0-9
| 10-15
| 16-20
| 21-30
|
|
Таблица 1. Диагностика развития математических способностей у дошкольников.
Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Вывод об уровне развития |
Вадим | 5 | 5 | 4 | 4/4 | высокий |
Егор | 4 | 2 | 3 | 2/3 | средний |
Вика | 2 | 2 | 4 | 4/3 | средний |
Даша | 1 | 0 | 4 | 3/4 | низкий |
Диниил | 1 | 1 | 1 | 2/1 | низкий |
Саша | 3 | 3 | 4 | 2/3 | средний |
Оля. | 5 | 2 | 4 | 3/2 | высокий |
Алена | 5 | 2 | 3 | 2/3 | средний |
Влад | 3 | 3 | 3 | 2/3 | средний |
Дима | 2 | 2 | 2 | 3/2 | средний |
В процессе исследования были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития (2 человека 20 %). Эти дети легко обнаруживают связь между предметами, зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10;
- дети со средним уровнем развития (6 человек – 60 %). Эти дети в целом
различают, называют, обобщают предметы по выделенным свойствам. Могут выполнять действия по группировке, воссозданию фигур, обобщать группы предметов по количеству (числу), размеру, считают в пределе 4-7. Однако, многие из них затрудняется в высказываниях;
- дети с низким уровнем развития (2 человека 20 %).Эти дети лишь в некоторых случаях различают предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности, пользуются числами в пределах 3-5, допускают ошибки. Выполняя игровые практические действия в определенной последовательности, не устанавливает связи между действиями, испытывают затруднения в определении цвета, формы предмета.
Таким образом, в результате проведенной диагностики была обусловлена необходимость целенаправленного развития математических способностей у дошкольников.