Глава 1. Проблема использования народных игр в воспитании у дошкольников положительного отношения к физической культуре..………..6
Вывод по главе 1…………………………………………………………….…..18
Глава 2. Исследование возможностей использования народных игр в воспитании у дошкольников положительного отношения к физической культуре.…………………………………………………………………...…....
2.1. Диагностика отношения дошкольников к физической культуре и владение народными играми....……………………………………………..…
2.2. Формирование положительного отношения к физической культуре дошкольников посредством использования народных игр…………………
2.3. Анализ результатов
Введение
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к занятиям физической культурой с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает мышление и воображение.
Проблема совершенствования физического воспитания дошкольников, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и педагогов-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных.
Формирование положительного отношения детей к физической культуре – важная составляющая часть физического воспитания дошкольников. Занятия физической культурой будут наиболее эффективны только тогда, когда участие в них вызвано внутренними побуждениями ребенка, интересом к занятиям.
Народные игры являются эффективным средством развития положительного отношения к физической культуре и спорту.
Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью эмоционального, художественного, физического воспитания дошкольников. У детей, благодаря этим играм, формируются устойчивый интерес к культуре родной страны и стран мира, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических качеств и уважение к людям других национальностей.
Народные подвижные игры требуют от детей проявления физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным, вещественным окружением. В них отражаются полузабытые народные обычаи, заклинания, утратившие свое первоначальное значение, ритуалы, верования, культурные традиции и т.д.
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А. Н. Радищева, А.КГерцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова,Д. И. Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским.
Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев и др.
Проблема использования народных игр в воспитании у дошкольников положительного отношения к физической культуре нашла отражение в работах А.В. Кенемана, М.Ф. Литвиновой, Т.Н. Осокиной, И.А. Панкеева и др.
Объект исследования: процесс физического воспитания дошкольников с использованием русских народных игр.
Предмет исследования: русские народные игры как средство формирования положительного отношения дошкольников к физической культуре.
Цель данного исследования – изучение значения использования народных игр в формировании положительного отношения дошкольников к физической культуре.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования предполагает, что успешное формирование положительного отношения дошкольников к физической культуре зависит от:
- знания и понимания педагогом особенностей физического воспитания в дошкольном возрасте;
- знания особенностей организации и проведения народных игр в дошкольном возрасте;
- обучения дошкольников различным народным играм;
- включение народных игр в занятия физической культурой и поощрения их использования в самостоятельной игровой деятельности детей.
База исследования: ДОУ № 270 г. Волгоград.
1.1. Народные игры как средство физического воспитания дошкольников
Каждый народ, зависимости от социально - экономических условий своего развития, психического состава, географического положения и т.п. исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр и развлечений, способы их использования.
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам [8,23].
Существует много народных игр, основанных на целенаправленном развитии интеллекта, воспитании различных физических качеств, на передаче важных сведений, информации о мире игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. Все они развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка.
Культурная ценность народных игр бесспорна. Они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе [7,13].
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, эстетического и физического воспитания дошкольников. Дети разных народов, посещая детские учреждения, повседневно общаются, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Дошкольников в играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях.