Введение……………………………..………………………………………….…3
Глава 1. Формирование эмпатии дошкольников как психолого-педагогическая проблема……..………………………………………………......5
1.1. Понятие и сущность эмпатии……..……………………………………..…..5
1.2. Особенности формирования эмпатии у дошкольников…………….……10
Вывод по главе 1…………………………………………………………………16
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования эмпатии у дошкольников при использовании методики психо-коррекционных занятий…………………………………………………………………………....17
2.1. Диагностика развития эмпатии у дошкольников………………………....17
2.2. Методика психо-коррекционных занятий………………………………....21
2.3. Динамика развития эмпатии у дошкольников…………………………….29
Вывод по главе 2……………………………………………………………..…..31
Заключение…………………..………………………..………………………….32
Список использованной литературы………………………………………...…34
Приложение…………………………………………………………………..….36
Экспериментальное исследование особенностей формирования эмпатии у дошкольников было проведено в старшей группе ДОУ № 270 города Волгограда.
На базе дошкольного образовательного учреждения города Волгограда на протяжении 2 месяцев проводился педагогический эксперимент, в котором участвовало 10 детей дошкольного возраста.
Цель данного экспериментазаключалась в следующем:
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования: психологическое тестирование, педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа.
На первом этапе (констатирующем) исследовался уровень сформированности эмпатии.
На втором этапе проводилось развитие эмпатии у детей с использованием разработанных психо-коррекционных занятий.
На третьем этапе было проведено контрольное тестирование и подведены итоги формирования эмпатии у старших дошкольников.
При определении уровня развития эмпатии использовались тесты, предложенные авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной (1996 г.)
Тест №1: «Определение эмпатии» (эмоциональной восприимчивости).
Материал: 1). Карточки со схематическим изображением человеческих эмоций на лице (радость, спокойствие, грусть, удовольствие, страх, злость, насмешка, восторг, недовольство, удивление).
2) Карточки с реалистическим изображением лица (радость, спокойствие, грусть, удовольствие, страх, злость, насмешка, восторг, недовольство, удивление).
Испытуемому предлагалось: (1 серия) рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций; попытаться изобразить каждую схему на своем лице, затем – назвать соответствующее чувство. Такую же работу проводим и во 2-й серии, но, - по рисункам с полным изображением лица.
Оценка результатов: за каждую правильно оцененную эмоцию ребенок получал 1 балл. Максимальное количество набранных баллов в каждой серии - 10. Чем больше определил выражений ребенок, тем выше его эмоциональная восприимчивость.
Тест 2. Умение сочувствовать. Испытуемым показывались 10 картинок и изображенными ситуациями (Мальчик с костылями, над которым смеются другие дети; мальчик разбивший песочный домик девочки; девочка, упавшая в лужу и дети, смеющиеся над ней; мальчик помогающий старушке перейти через дорогу; мальчик в окне, дразнящий девочку; мальчик, сломавший ветку; мальчик, жалеющий раненую собаку; мальчик разбивший вазу и плачущий, больная девочка в постели у окна, за которым играют дети; мальчик защищающий девочку от хулиганов) и предлагалось ответить на вопросы: «Как ты думаешь, что чувствует мальчик? Девочка? Кого тебе жалко?».
Оценка результатов: за каждое правильное определение чувств другого, проявление сочувствия ребенок правильно ребенок получал 1 балл. Максимальное количество набранных баллов 10.
Анализ результатов диагностики развития эмпатии у дошкольников дан в таблице 1.
Таблица 1.
Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников
| Имя | Методика №1
| Методика № 2 | Вывод | |
1 | 2 | ||||
1 | Алла Б. | 6 | 6 | 9
| Высокий |
2
| Игорь К. | 6 | 5 | 6 | Средний
|
3
| Марина М. | 6 | 5
| 6 | Средний
|
4
| Дима В. | 5 | 5
| 6
| Средний
|
5
| Женя Е. | 3
| 1
| 3 | Низкий
|
6
| Витя С. | 2 | 1 | 3 | Низкий |
7
| Света О. | 2 | 2 | 3 | Низкий |
8
| Сережа К. | 4 | 3 | 6 | Средний |
9
| Соня Ч. | 4 | 3 | 5 | Средний |
10
| Ира П. | 3 | 1 | 4 | Низкий |
В результате диагностики развития эмпатии у дошкольников были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития эмпатии ( 1 человек – 10%). Алла способна понять чувства другого и соотносить свое поведение с желаниями других, она никогда не обидит товарища, активно вмешивается, когда кто-то из детей кого-либо обижает.
- дети со средним уровнем развития эмпатии (5 человек – 50%). Дошкольники смогли определить лишь наиболее распространенные эмоции (радость, грусть), в большинстве случаев проявляли сочувствие. Эти дети ведут себя спокойно и сдержанно, способны сочувствовать, переживать, они не обижают других детей, но и не заступаются за других.
- дети с низким уровнем развития эмпатии (4 человека – 40%). Эти дети с трудом определяли эмоции другого, не умели сочувствовать, часто бывали агрессивны, могли участвовать в драках, обижали товарищей. Витя С. не мог играть в коллективе, мешал другим детям, забирал игрушки. Витя и Женя однажды пинали ногами игрушечного зайчика. Света О. могла ударить девочку, оскорбить, а когда мы взывали к жалости, отвечала: «Так ей и надо».
К высокому уровню развития эмпатии следует относить детей с большой эмоциональной восприимчивостью, живо откликающихся на беду другого, умеющих сочувствовать и сопереживать, не мирящихся с несправедливостью, активно проявляющих сострадание, желание помочь.
Таким образом, большое количество детей с низким и средним уровнем развития эмпатии, неумение детей сочувствовать, сопереживать, мирно сосуществовать в коллективе вызвали необходимость разработки специальной методики по формированию у детей сочувствия, сопереживания.
Нужна работа по педагогике? Напиши автору этого сайта.