Глава 1. Проблема организации и проведения уроков внеклассного чтения при изучении литературы в средних классах……………………………….….5
1.1. Значение уроков внеклассного чтения в литературном образовании школьников ………………………………………………………………………5
1. 2. Особенности проведения уроков внеклассного чтения в средних классах……………………………………………………..……………………..10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….21
Глава 2. Практическое исследование особенностей организации и проведения уроков внеклассного чтения в средних классах………………....22
2.1. Диагностика внеклассного чтения учащихся средних классов…………22
2.2. Методы и приемы проведения уроков внеклассного чтения в средних классах…………………………………………………………………………....28
Вывод по главе 2…………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение………………………………………………………………………39
Исследование особенностей организации и проведения уроков внеклассного чтения в средних классах было проведено на базе школы № 120 города Волгограда.
Преподавание литературы в средних классах осуществляется на основе Программы для 5-11 классов (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
В программе для 5–8-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Авторами Программы предполагалось, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно³, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).
С целью изучения особенностей внеклассного чтения учащихся 7 класса был проведен анализ картотеки чтения и анкетирование.
1. Составление картотеки чтения.
На карточку запишите названия книг, прочитанных за последнее время (2—3 месяца), и имена их авторов. Книга, которая произвела самое сильное впечатление, выделяется. На обороте карточки пишется обоснование: чем именно заинтересовала книга?
В картотеку учащихся были записаны следующие произведения и комментарии к ним:
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»: «В повести рассказывается о приключения Тома, Беки и его друзей».
Носов Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома»: «Это очень веселая и интересная книга про Витю Малеева и его школьных друзей».
Велтистов Е. "Приключения Электроника": «Очень интересная книга, про то как профессор смастерил робота, очень похожего на мальчика, и как потом они подружились».
Диккенс «Дэвида Копперфилда»: «Больше всех не понравился Урия Хип и Роза Дартл. Понравился мистер Пегготи за то, что он через все препятствия стремится разыскать Эмили».
Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»: «Больше всего мне понравилось, как мальчики превращались в разных животных и наблюдали со стороны за своими школьными друзьями».
Носов Н.Н. «Незнайка на Луне»: «В повести рассказывается об очень интересном путешествии на Луну, о том как там живут люди».
Булычев К. "Приключения Алисы Селезневой": «Книга очень интересная, про школу, про встречу с космическими пиратами».
Волков А. "Волшебник Изумрудного города": «Это интересная сказка про веселых друзей»
Губарев В. "Королевство Кривых Зеркал": «Одна девочка попадает в Зазеркалье, где все наоборот».
Алеников В. "Приключения Петрова и Васечкина": «Интересная повесть про школу и школьных друзей».
Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»: «Сказка про старика Хотабыча, который попал в современную жизнь».
Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»: «Очень интересный рассказ».
«Гиперболоид инженера Гарина»: «Гарин – очень жестокий человек. Он хочет овладеть миром с помощью гиперболоида».
Довольно много среди прочитанных книг сказок разных народов, произведений фантастики.
2. Анкетирование.
Анкета включала следующие вопросы:
В анкете приняло участие 20 человек. Дадим анализ анкет учащихся.
На вопрос: «Ты любишь читать?» были получены следующие ответы:
- да – 10 человек;
- нет – 8 человек;
- иногда – 2 человека;
На вопрос: «О чем ты любишь читать?» были получены следующие ответы:
- фантастику – 7 человек;
- приключения – 6 человек;
- про школу – 5 человек;
- про животных – 1 человек;
- про войну – 1 человек;
На вопрос: «Какое произведение тебе особенно понравилось?» 12 человек назвали произведения, не входящие в школьную программу, 5 человек назвали программные произведения, 3 человека затруднились с ответом. Учащимся понравились следующие произведения:
- Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
- Носов Н.Н. «Дневник Коли Синицина»,
- Троепольский Г. «Белый Бим Черное Ухо»
- Носов Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома».
- Кир Былучев «Миллион приключений», «Девочка из будущего»
- Баум Л. Ф. «Страна Оз»
- Велтистов Е. «Приключения Электроника»
- Шаров А. «Человек-горошина и простак»
- Крапивин В. «Голубятня на желтой поляне»
На вопрос: «Что ты прочитал за последнее время?» 10 учащихся отметили произведения не входящие в школьную программу, среди которых:
- Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»
- Носов Н.Н. «Незнайка на Луне»
- Абрамов С. «Выше Радуги»
- Бенуа П. «Атлантида»
- В. Крапивин «Всадники со станции Роса»
- Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»
- Александр Беляев «Человек-амфибия».
На вопрос: «Нравятся ли тебе уроки литературы?» были получены следующие ответы:
- да – 15 человек
-нет – 3 человека
- не знаю – 2 человека.
На вопрос: «Интересны ли тебе уроки внеклассного чтения?» были получены следующие ответы:
- да – 18 человек
-нет – 0 человека
- не знаю – 2 человека.
На вопрос: «Ходишь ли ты в библиотеку?» были получены следующие ответы:
- да – 10 человек
-нет – 6 человек
-иногда– 4 человека.
На вопрос: «Какую бы книгу ты посоветовал прочитать своему другу?» 9 учащихся указали на следующие произведения:
На вопрос «От кого ты узнаешь об интересных книгах?» были получены следующие ответы:
- от учителя русского языка и литературы – 15 человек;
- от друзей – 4 человека;
- от родителей – 2 человека;
- от библиотекаря – 1 человек.
На вопрос: «Если бы ты был писателем, то о чем бы ты написал?» были получены следующие ответы:
- о путешествии в космос – 3 человека
- о свехгероях – 3 человека
- о компьютерах – 3 человека
- о роботах – 2 человека
- про дружбу – 1 человек
- про наш класс – 1 человек
- о приключениях школьных друзей – 1 человек
- о жизни в космосе – 1 человек
- что-нибудь веселое – 1 человек
- о жизни животных – 1 человек.
Таким образом, анализ читательских интересов показал, что они довольно разнообразны. Большая часть учащихся седьмого класса имеет устойчивые читательские интересы, предпочитает произведения разных жанров и различной тематики.
Если Вам необходимо написать оригинальную курсовую работу по методике преподвания литературы, закажите здесь у педагога, учителя русского языка и литературы.