Взаимосвязь родительской эмпатии и детско-родительских отношений

Название предмета: педагогика
Категория: курсовая работа (с практикой)

Эмпатия родителей курсоваяВведение…………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи родительской эмпатии и детско-родительских отношений…..………………………………..6

    1. Понятие родительской эмпатии….……………………………………….6
    2. Роль эматии в деско-родительских отношениях….……………..…..….11

Выводы по 1 главе…………………………….…………………………………17

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи родительской эмпатии и детско-родительских отношений……….……………………….....18

2.1. Методы и организация исследования родительской эмпатии и детско-родительских отношений….………………………………………………..…..18

2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи родительской эмпатии и детско-родительских отношений……….……………………………………....22

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….…28

Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений ………….……………………………………………29

3.1. Специфика коррекционно-развивающей работы с учетом детско-родительских отношений……………………………………………………….29

3.2. Ход занятий………………………………………………………………….35

Выводы по 3 главе…………………………………………………………….…37

Заключение…………………………………………………………………….....38

Список использованной литературы…………………………………………...39

Приложения……………………………………………………………………...43

Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений

3.1. Специфика и этапы коррекционно-развивающей работы 

С целью развития родительской эмпатии и укрепления детско-родительских отношений необходимо провести коррекционную работу.

Работа строится по 3 основным этапам. Частота групповых встреч 2 раза в месяц, продолжительностью 1 час (в зависимости от состояния детей и родителей, сложности предлагаемых упражнений).

Первый этап — информационный, предполагает реализацию задач психолого-педагогического просвещения родителей о возрастных и психологических особенностях личности дошкольника.

Для того чтобы показать и убедить родителей в важности и значимости общего психического и социоэмоционального развития личности младшего школьника, на родительском собрании мы предлагаем лекции на темы: «Социоэмоциональное развитие школьника», «Влияние родительского стиля общения на социальные эмоции школьника», «Роль семьи, способы и приемы психологической поддержки ребенка в семье».

После проведения лекций следует организовать дискуссии по обмену семейным опытом воспитания, индивидуальные консультации и беседы по темам: «Эмпатическое общение и социальное благополучие ребенка», «Эмпатия и психологическое благополучие ребенка в семье», «Родительский стиль и детские ожидания», «Модель семейных отношений и личностные особенности ребенка», «Взаимоотношения родителей с ребенком с субъектной и объектной позиции», «Зачем и как учить детей сотрудничать».

На этом этапе реализовываются задачи формирования у родителей знаний об условиях, закономерностях и механизмах общего психического развития личности детей и формирования мотивации к изменению родительской позиции на значение построения осознанных позитивных эмпатийных отношений с ребенком.

Второй этап предполагает работу с родителями по осознанию ими родительской позиции во взаимоотношениях с ребенком, формирование навыков и приемов позитивных эмоциональных отношений в семье.

С этой целью можно использовать такие формы работы, как: родительское собрание, самодиагностику родительского стиля воспитания, домашние задания, семинары — дискуссии с игровым моделированием и обсуждением ситуаций взаимодействия, анализ документов, психологический тренинг, ряд групповых и индивидуальных консультаций.

Родителям предлагается самодиагностика стиля общения, индивидуальное знакомство с результатами диагностики (особенностей стиля детско-родительских отношений и характеристик эмоционального взаимодействия с детьми).

Затем родители на практике осваивают приемы эмпатического взаимодействия в семье. Так родителям предлагается ролевое разыгрывание ситуаций с обсуждением их причин и моделированием приемов управления собственным взаимодействием с детьми и детьми между собой. Приведем примеры ситуаций:

1) Во время завтрака ваш сын, убирая со стола, разбил вашу любимую чашку. Что вы ему скажете?

2) Ваша дочь сделала вам подарок на 8 марта: сшила рукавицы и ухват из вашего любимого халата. Ваши действия.

3) Вы много раз просили вашего ребенка не играть с соседским мальчишкой, который у него забирает и ломает игрушки. На этот раз тот сломал вертолет, который вы купили вашему сыну на день рождения.

4) Ваша дочь отказывается идти в школу, потому что там ее постоянно дразнит одноклассник, называет обидными прозвищами.

Далее родителям предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

- Почему ребенок так поступил?

- О чем говорят его эмоции?

- Что бы Вы ему сказали?

- Что чувствовал обиженный ребенок?

- Как вести себя в подобных ситуациях?

В работе также используются также ситуации взаимодействия в супружеских отношениях в семье, выявляются причины проблем и конфликтов между супругами. Родители «направляются» психологом на поиск причин конфликтов в собственной объектной позиции по отношению к другому в эмоциональном тоне общения, насильственных формах и стиле взаимодействия (авторитарном, директивном).

Психолог просит родителей вспомнить эпизоды из жизни, ведущие к ссорам, конфликтам в супружеской жизни: ситуации бытового и материального характера («Кто сегодня моет посуду? Кому отдать предпочтение в приобретении покупки? У кого больше заработная плата?»), ситуации экзистенциального характера, связанные с потребностью в любви, внимании, заботы, уважении, надежности, принадлежности, принятии («Кто главный в семье? Ты меня любишь? Ты никуда не пойдешь, будешь сидеть дома? Может быть, я уже тебе не нужен?»). Родителям предлагается самостоятельно найти способы разрешения конфликтных ситуаций.

Разыгрывая ситуации, родители открывают для себя возможности и способность их неконфликтного разрешения, отмечают их эмоциональный характер (желание во что бы то ни стало настоять на своем, сломить, подавить партнера, диктовать свои интересы, навязывать свою позицию, игнорировать интересы, потребности, позиции другого).

В завершении разбираются и обсуждаются типичные ситуации детско-родительского взаимодействия в семье. Выявляются причины в стиле общения, в объектной, авторитарной и директивной позиции по отношению к ребенку (грубое игнорирование потребностей, интересов, выборов, желаний, эмоциональных переживаний, стремлений и личностной позиции ребенка).

Пример ситуаций: 1) ребенок принес в дом животное (кошку, собаку и т.д.), а родители требуют вернуть животное обратно; 2) запрет просмотра телепередач, интересующих ребенка; 3) ограничение времени игры, прогулки с друзьями; 4) наведение порядка в игрушках, комнате; 5) контроль родителей в выборе пищи, одежды и др.

При подведении итогов делаются выводы о том, что основой разрешения всех трех типов ситуаций является новая родительская позиция. Это отношение к другому не с объектных, а субъект-субъектных позиций. Оно заключается в умении видеть потребности, интересы партнера по взаимодействию, умении чувствовать и разделять эмоции другого человека, становиться более сензитивным, гибким, создавая атмосферу принятия, относясь к нему безоценочно, с пониманием.

Завершая работу с анализом ситуаций, можно предложить родителям домашнее задание, позволяющее осмыслить, закрепить полученные знания, трансформировать их в убеждения. Например, написать сочинение — эссе на тему воспитания детей.

Материалом для эссе могут послужить пословицы, поговорки и афоризмы известных людей: «Дети, это — цветы. Нельзя... требовать, чтоб все цветы одинаково пахли» (В.М. Дорошевич), «Примеры служат гораздо более к исправлению, нежели выговоры» (Ф.Вольтер), «Воспитание начинается с колыбели» (В.А. Жуковский), «Первые слезы — их просьбы, если не сберечься, они вскоре станут приказаниями...» (Ж.Ж. Руссо); «Сын мой, а ум у него свой», «Как бог для людей, так отец для детей», «Который палец ни укуси — все одно: все больно», «Дитя не плачет, мать не разумеет», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Ребенок — что воск: что хочешь, то и сольешь», «Яблоко от яблони недалеко падает» и т.п.

На заключительном семинаре выносится вопрос о духовном смысле родительства.

Далее ставится задачу мотивированного осознанного формирования навыков конструктивного взаимодействия с детьми и закрепления субъект-субъектной позиции общения с ребенком. В завершение второго этапа мы предлагаем тренинг общения на основе принципов ненасильственной коммуникации, по М. Розенберга.

В результате реализации тренинга и изучения рекомендаций родители осмысляют формы общения с собственными детьми и получают навыки позитивных способов взаимодействия. Рефлексия в конце тренинга дает стимул для автоматизации полученных знаний как в семье, так и в общении с другими людьми.

Третий этап предполагает совместное участие детей и родителей на занятиях. На заключительном этапе реализовывается задача построения детско-родительских отношений на основе субъект — субъектной позиции. Ребенок получает возможность принять измененное родительское отношение, новую родительскую позицию, сформировать позитивные ожидания и научиться новым способам эмоционального взаимодействия и сотрудничества.

Семейный тренинг по формированию эмпатии у родителей

Занятие состоит из пяти частей: приветствия, разминки, основной части, рефлексии прошедшего занятия и заключительной части.

Занятие 1. «Знакомство». Цель: приветствие и знакомство участников друг с другом, с групповой формой работы. Постановка целей и задач занятий.

Занятие 2. «Учимся сотрудничать». Цель: установление и развитие отношений партнерства и навыков сотрудничества как родителей с детьми, так и детей друг с другом.

Занятие 3. «Я и моя семья». Цель: знакомство с семьей и семейными традициями. Формирование чувства близости между родителями и детьми, укрепление семейных связей и привязанностей. Развитие самоуважения ребенка.

Занятие 4. «Индивидуальность как ценность». Цель: формирование умения принимать индивидуальность ребенка, а также внимательно относиться к детским чувствам, эмоциональным состояниям ребенка и адекватно на них воздействовать.

Занятие 5. «Волшебный мир чувств». Цель: выработка стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций, чувств другого. Обучение умению учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы другого и ориентироваться в них при построении взаимодействия с ним. Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Занятие 6. «Добрые и злые чувства». Цель: знакомство с эмоциями и эмоциональными состояниями человека. Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства и чувства других людей. Обучение умению владеть своими чувствами: открыто выражать в социально приемлемой форме, развивать и контролировать позитивный эмоциональный тон взаимодействия.

Занятие 7. «Принятие и поддержка». Цель: развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию ребенка, снятию психологических защит во взаимодействии с близкими и развитие «социальной связанности» во взаимоотношениях.

Занятие 8. «Сочувствие и благодарность». Цель: формирование способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детско-родительских отношениях.

Предлагаем вам посмотреть и другие работы:

Эссе "Игровые технологии в работе с дошкольниками" скачать Здесь


Дата: 1/8/2017г.
Уникальность текста: 65
Всего содержится листов: 46
Использовался основной шрифт: 14
Эта работа была продана за: 2500


Скачать эту работу (для ознакомительных целей): скачать

Нужна работа, написанная специально для тебя? Жми:

Заказать Курсовую работу (с практикой) по предмету педагогика


(так же сможешь заказать любую другую работу)


Поделитесь этой статьей со своими друзьями:



Мои похожие работы:

180 - Система непрерывного образования в современной России




|2017 - 2024 © copyright| |Пользовательское соглашение|