Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Проблема развития представлений о форме у детей младшего возраста в психолого-педагогической литературе.………………………….…6
Вывод по главе 1…………………………………………………………………26
Глава 2. Исследование специфики развития представлений о форме у детей младшего возраста в процессе дидактических игр……………………………27
2.1. Диагностика развития представлений о форме предметов ……………...27
2.2. Методика развития представлений о форме предметов с помощью дидактических игр……………………………………………………………….30
2.3. Анализ результатов………………………………………………………....38
Вывод по главе 2…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………………46
2.1. Диагностика развития представлений о форме предметов
Диагностика развития представлений о форме предметов проводилась во второй младшей группе ДОУ № 287 города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек.
Эксперимент по развитию представлений о форме предметов проходил в три этапа.
На первом, констатирующем этапе был диагностирован уровень развития представлений о форме предметов у детей.
На втором, формирующем, проходило непосредственное развитие представлений о форме предметов при помощи дидактических игр.
Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности развития представлений о форме предметов у детей младшего возраста с использованием дидактически игр.
Для диагностики развития представлений о форме предметов использовались следующие задания.
Задание 1. «Найди такой же»
Цель – исследование представлений о геометрических фигурах.
Детям предлагается набор из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Взрослый показывает образец фигуры и просит найти такую же фигуру и назвать ее. Количество баллов соответствует правильно определенным фигурам. Максимальное количество баллов - 5.
Задание 2. «Рассели жильцов»
Ребенку предлагают коробку (домик) с вырезанными окошками в виде геометрических фигур и фигуры (жильцы), которые необходимо вложить в окошки.
Количество баллов соответствует правильно вложенным фигурам. Максимальное количество баллов - 5.
Задание 3. «Какой формы?»
Оборудование: набор картинок с изображением предметов различной формы (солнце, мяч, кирпич, телевизор, хлеб, крыша, платок).
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рассматривать картинки и угадывать, какой же они формы. Вот например, солнышко, на что оно похоже (на круг)? Какой оно формы (круглое)?»
Количество баллов соответствует правильно определенным формам. Максимальное количество баллов - 5.
Уровень развития представлений о форме предметов определялся нами в соответствии с основными показателями развития ребенка младшего возраста.
К высокому уровню развития представлений о форме предметов можно отнести тех детей которые самостоятельно выполняют все задания, называют 3-4 формы предмета, допуская не более 1-2 ошибок, которые устраняет самостоятельно после замечания взрослого.
К среднему уровню развитию представлений о форме предметов мы относили детей которые в целом выполняют задание, называют 1-2 формы предмета, допуская до 4-5 ошибок, устраняемые после инструкции взрослого или с его помощью.
К низкому уровню развития относят тех детей, которые выполняют задание лишь с помощью взрослого, не называют формы предметов.
Анализ результатов диагностики развития представлений о форме детей младшего возраста представим в виде таблицы.
Таблица 1.
Диагностика развития представлений о форме детей младшего возраста.
Имя ребенка | Методики | Вывод об уровне развития | ||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | ||
Ира М. | 2 | 2 | 1 | Средний |
Оля С. | 5 | 5 | 4 | Высокий |
Антон В. | 5 | 4 | 5 | Высокий |
Лена В. | 2 | 2 | 3 | Средний |
Женя У. | 2 | 3 | 2 | Средний |
Илья Ч. | 3 | 2 | 3 | Средний |
Света К. | 1 | 2 | 2 | Средний |
Дима Щ. | 2 | 2 | 2 | Средний |
Маша Л. | 0 | 1 | 1 | Низкий |
Саша П. | 0 | 1 | 1 | Низкий |
Итак, в ходе исследования были выделены следующие группы детей:
- дети с высоким уровнем развития представлений о форме предметов 2 ребенка (20 %). Эти дети смогли найти похожие формы предметов, назвать три геометрические формы: треугольник, квадрат, круг.
- со средним уровнем развития 6 детей (60 %). В целом эти дети легко находили похожие формы предметов, однако затруднялись в названии геометрических форм.
- с низким уровнем развития 2 ребенка (20 %). Эти дети не могли назвать ни одной геометрической формы, затруднялись в нахождении похожей формы.
Таким образом, наличие большого количества детей, с низким и средним уровнем развития представлений о геометрических фигурах и формах предметов обусловило необходимость проведения дальнейшей работы по формированию представлений о формах.
2.2. Методика развития представлений о форме предметов с помощью дидактических игр
Развитие представлений о форме предметов проводилось во второй младшей группе с использованием дидактических игр.
Дидактические игры являются уникальным средством развития у детей младшего возраста представлений о форме предметов.
Цель данных игр: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку нужно освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.
Это такие практические действия как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру неопосредовано. В играх ребенку предлагается различать основные геометрические фигуры, которые необходимо знать в возрасте 3-4 лет.
Дидактические игры должны предлагаться с постепенным усложнением. В процессе игры у ребенка формируется набор эталонов геометрических фигур и их вариантов.
На данном этапе был разработан комплекс занятий по развитию представлений о геометрических фигурах и формах предметов, осуществлен подбор соответствующих дидактических игр, определено их содержание, организация, продумана методика их проведения.
Рассмотрим некоторые дидактические игры, используемые традиционно с целью развития представлений о форме предметов во второй младшей группе.
Дидактическая игра «В царстве фигурок-человечков».
Оборудование. Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными лицами – «фигурки – человечки». По два-три круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка.
Содержание игры. Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и «рисуют» их в воздухе, узнают как зовут каждого из этих человечков. Затем дети играют: фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенье (испеченные для них) той же формы, что и сами фигурки. В игре дети повторяют названия геометрических фигур.
Дидактическая игра «Подарки-платочки для фигурок-человечков».
Оборудование. Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными лицами – «фигурки – человечки».
Содержание игры. Дети вспоминают имена фигурок-человечков, рассматривают их. Затем под руководством воспитателя выполняют платочки: дарят каждой из фигурке свой платочек (для круга – платочек с кружочком и т.д.)
Дидактическая игра «Подарки-салфеточки для фигурок-человечков».
Оборудование. Большие треугольники, овал, прямоугольник с нарисованными лицами -человечки-фигурки. Квадратные листы бумаги, по одному овалу, прямоугольнику, треугольнику разного цвета на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки, клеенки.
Содержание игры. Дети вспоминают имена фигурок-человечков, узнают, как зовут новых, рассматривают их. Затем под руководством воспитателя выполняют салфетки: дарят каждой из фигурке свою салфетку.
Дидактическая игра «Кто где спит».
Оборудование. Большие круг, квадрат, треугольники, овал, прямоугольник с нарисованными лицами -человечки-фигурки, те же фигурки меньших размеров с лицами, по одному набору на каждого ребенка; карточки с контурными.
Содержание игры. Дети вспоминают имена фигурок-человечков, узнают, как зовут новых, рассматривают их, определяют на кого они похожи. Затем дети играют с маленькими фигурками-человечками, укладывают их спать в кроватки.
Дидактическая игра «Гости».
Оборудование. Большие листы бумаги с изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков); круги и овалы разных цветов и размеров на каждого ребенка.
Содержание игры. Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки овала с контурным изображением этих фигур на листочке бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети играют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и овала найти дорогу в домики своих старших братьев (т.е. раскладывают все кружочки на лист бумаги с изображением круга, овалы – на лист с изображением овала.