Введение……………………………………………..3
Глава 1. Педагогический процесс и процесс обучения в педагогической теории……………………………………………..…5
1.1. Понятие педагогического процесса……..….5
1.2. Понятие о процессе обучения………….….12
Глава 2. Особенности теории поэтапного обучения и ее реализация в педагогическом процессе………………………………………………………17
2.1. Теория поэтапного формирования умственных действий………………17
2.2. Эффективность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий…………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………..32
Введение
В современном обществе постоянно повышается роль образования. Образование предполагает овладение растущим человеком определенной системой знаний, навыков и умений, а также формирование общественно-значимых свойств и качеств, необходимых для его личностной самореализации в системе общественных, экономических и других отношений общества и государства. Они являются продуктом различных видов взаимодействия человека с окружающей его средой. Причем это взаимодействие носит как стихийный, так и управляемый целенаправленный характер. В последнем случае образовательные задачи решаются, преимущественно, в рамках специфического социально-педагогического явления, обозначаемого в отечественной педагогике понятием «процесс обучения».
На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на уроке (Ю.К.Бабанский); технологический процесс поэтапного формирования умственных действий (Н.Р.Талызина); теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действии и понятий П.Я. Гальперина и др.
В качестве психолого-педагогической основы обучения психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий является последовательным воплощением деятельностного подхода к обучению и может служить прекрасным примером психолого-педагогической основы для создания обучающей технологии на любом предметном материале. По мнению ведущих отечественных психологов, основные закономерности обучения, описанные в данной теории, сохраняют свое значение на всех уровнях обучения.
Эффективность применения концепции поэтапного формирования подтверждена многочисленными исследовательскими работами и реальной практикой обучения.
Объект данного исследования – теории поэтапного обучения.
Предмет исследования – процесс реализации теории поэтапного обучения в педагогическом процессе.
Цель данного исследования – изучение особенностей реализации теории поэтапного обучения в педагогическом процессе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие педагогического процесса
2. Изучить понятие и особенности процесса обучения;
3. Исследовать теорию поэтапного формирования умственных действий;
4. Изучить эффективность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий.
Глава 1. Педагогический процесс и процесс обучения в педагогической теории
1.1. Понятие педагогического процесса
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников[1].
Процесс (от лат. processus — продвижение) — 1) последовательная смена состояния; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Процесс в общеязыковом смысле означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо и совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основу для понимания педагогического процесса, который определяется как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Здесь видно, что обучение, образование, и воспитание рассматриваются как процесс, то есть отвлеченно от специфики каждого, что процесс осуществляется в рамках педагогической системы и что это организованная деятельность, имеющая целью формирование и развитие обучаемых. Это довольно абстрактное представление вполне реальных явлений позволяет узнать структуру, связи частей и законы функционирования учебно-воспитательной деятельности педагогов в реальных учебных учреждениях и, изучив их, совершенствовать, проектировать, управлять педагогическим процессом, делать образование более эффективным. В жизни этот процесс чаще называют учебно-воспитательным, имея в виду совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический, учебно-воспитательный процесс. Педагогическая система - это тоже абстракция, служащая для понимания реальных систем разного уровня: система образования страны, региона, отдельных учебных заведений, система обучения по одному предмету и даже теме.
Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Он имеет уже специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания — из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Педагогический процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, коммунистического воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру.
Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.
Учебно-воспитательный процесс имеет определенную направленность, вытекающую из потребностей развития нашего общества, и генеральную цель — всестороннее развитие личности. Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.
[1] Бабанский Ю.К, Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс. - М., 1997.С.45